Презентация история алфавита. Презентация на тему "история алфавита русского языка"

Презентация знакомит с историей появления алфавита.Предназначена для учащихся начальной школы.

Вашему вниманию представлен творческий проект «История алфавита» 3«А» класса МОУ «ООШ № 2». (Слайд 1)

Цель исследования

Предмет исследования : русский алфавит.

задач:

В ходе исследования мы провели анализ литературы, рассказывающей об истории азбуки, подготовили творческие работы по темам: «История происхождения алфавита», «Вклад Кирилла и Мефодия в развитие славянской культуры», «Распространение кириллицы на Руси», «Устаревшие буквы», «Первый русский букварь», «Азбука Л.Н. Толстого», «Загадки и пословицы русского алфавита», используя Интернет ресурсы. Вот, что мы узнали об истории алфавита:Вашему вниманию представлен творческий проект «История алфавита» 3«А» класса МОУ «ООШ № 2». (Слайд 1)

На свете существуют разные языки: русский, украинский, английский, французский, шведский. В каждом из этих языков есть свой алфавит - порядок расположения букв. В алфавите каждая буква имеет свое место. Количество букв в разных алфавитах также различное. Например, в английском алфавите всего 26 букв, а в русском - 33 буквы. Каждая буква имеет свое место, название и написание.

Идея создания проекта возникла на уроке английского языка, когда мы узнали, что в английском алфавите всего 26 букв, а в русском - 33 буквы. Полученная информация подтолкнула нас к изучению истории происхождения русского алфавита.

Тип проекта: информационно-исследовательский . Разработка нашего проекта проходила внутри школы, при участии детей и взрослых. Наш проект коллективный. Каждая группа класса провела подготовку-исследование по теме проекта.

Цель исследования : создание электронного путеводителя «История алфавита».

Предмет исследования : русский алфавит.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

Познакомиться с историей создания и развития русского алфавита;

Провести анализ литературных источников и интернет ресурсов по теме исследования;

Подготовить творческие работы по теме исследования.


Содержание 1. Типы письма Типы письма 2. Алфавит Алфавит 3. Глаголица и кириллица Глаголица и кириллица 4. Реформы русского алфавита Реформы русского алфавита 5. Задания для любознательных Задания для любознательных 6. Из Книги рекордов Гиннесса Из Книги рекордов Гиннесса 7. Список литературы Список литературы «Азбука – наука, а ребятам – бука».






Алфавит - совокупность букв в их исходных основных значениях и со всеми их характеристиками. Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «бета» (новогреческая «вита»). Слово «азбука»,образованное от названий первых букв: «аз» и «буки», известно в русском языке с древности. Набор букв называли также «буквица».


Место и время сложения алфавитного письма точно не установлено. Преобладает мнение, что создателями были древние финикийцы (2 тыс. лет до н.э.) Финикийский алфавит состоял из 22 букв и включал в себя только согласные. Такой алфавит называется консонантным (от лат. сonsonantis – «согласный»).










Около 863 г.братья Константин (Кирилл) Философ и Мефодий из Солуни (Салоники) по приказу византийского императора Михаила III упорядочили письменность для славянского языка.Кирилл Мефодий Сделаны славянские переводы с греческого языка, появились оригинальные произведения на старославянском языке («О письменах Черноризца (монаха) Храбра»).




До вв. кириллица и глаголица употреблялись параллельно, впоследствии кириллица вытеснила глаголицу. К кириллическим памятникам самого раннего периода относятся церковные книги: Остромирово Евангелие (гг.), сборники князя Святослава (1073,1076 гг.)





Что завещали нам наши предки в Азбуке? Я знаю буквы. Письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, Как подобает разумным людям. Постигайте мироздание! Несите слово убежденно: Знание дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь! yazyk-velikoe-dostoyanie-vsego- chelovechestva/russkaya-azbuka- zakodirovannoe-




Изменение состава русского алфавита можно представить следующей формулой: – 14 = 33 Как русские относятся к числу 3 и 33?




Реформы Петра Петр I в гг. ввёл новую азбуку гражданского (светского) письма. Тогда были ликвидированы надстрочные знаки и буквы, использовавшиеся для записи чисел. надстрочные знаки В реформу Петра I изъяты 4 буквы и введены 2. Э Я


Пси (Ѱ) заменена сочетанием ПС. Омега (Ѡ) заменена на О и сочетание ОТ. Э, Я употреблялись с середины XVII в., официально введены в азбуку в 1710 году Реформы Петра


Реформы 1735,1758 гг. Во время реформ изъяты 2 буквы и введена 1. Кси (Ѯ) заменена сочетанием КС, Зело (Ѕ) – дублет буквы З. Й введён в 1735 г., отдельной буквой до XX века не считался. Й




29 ноября 1783 г. директор Петербургской академии наук княгиня Е. Р. Дашкова во время заседания Академии словесности предложила использовать новую букву Ё «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как іолка, іож».Е. Р. Дашкова Доводы Дашковой показались убедительными, и её предложение было утверждено общим собранием Академии. Княгиня Е. Р. Воронцова-Дашкова


Известной буква Ё стала благодаря Н. М. Карамзину. В 1796 г в первой книжке стихотворного альманаха «Аониды» с буквой Ё были напечатаны слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», «потёкъ». Н. М. Карамзину Карамзин Николай Михайлович Следует отметить, что в «Истории государства Российского» (гг.) Н.М. Карамзин букву Ё не использовал.








Проектируемый российский гибридный автомобиль, в конструкции которого предполагается использование электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора, вращаемого газо-бензиновым двигателем внутреннего сгорания, и от ёмкостного накопителя энергии (по материалам Википедии)(по материалам Википедии). Промышленное производство запланировано на начало 2013 года. Ё-мобиль


История названия г. всероссийский конкурс «Моё название городского автомобиля». Названия-финалисты: «777» (Три семерки – твой счастливый автомобиль), «27» (Конституция РФ ст. 27: «Каждый имеет право свободно передвигаться»), «Аз» (Мое второе Я).


9 ноября 2010 г. подведены итоги конкурса и назван окончательный вариант – Ё-МОБИЛЬ. Автор названия и фирменного логотипа – Владимир Цеслер. 16 мая 2011 года был запущен сайт компании:




















Можно выделить и убыхский алфавит: в нём согласных и всего 2 гласных. Последний известный носитель языка умер в 1992 году в Турции. Убыхи Самый длинный алфавит (72 буквы) в кхмерском языке. На нём говорят в Камбодже.






При подготовке презентации использована литература: Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. – М.: Просвещение, Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры... – М.: Просвещение, Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д.Аксёнова. – М.:Авнта+,1998












Из русского алфавита с момента его появления исчезло 14 букв. Но упоминание этих букв до сих пор сохранились в некоторых русских пословицах и поговорках. То, что русский народ создал и сохранил их, показывает, что простой народ понимал, какое сокровище дано ему в древнеславянской азбуке.




Немного математики 60 % русских букв симметричны 40 % не имеют симметрии. Выделяют следующие типы букв: с 2 осями симметрии, с горизонтальной осью симметрии, с вертикальной осью симметрии, с нарушенной симметрией, несимметричные. Сможете ли вы привести примеры букв каждого типа?


Лингвист, профессор Н. К. Кульман однажды написал стихотворение. Белый, бледный, бедный бес Убежал голодный в лес. Лешим по лесу он бегал, Редькой с хреном пообедал И за горький тот обед Дал обет наделать бед... Зачем гимназисты ХIX в. старательно учили эти сомнительной художественной ценности стихи?


Б ѣ лый, бл ѣ дный, б ѣ дный б ѣ съ Уб ѣ жалъ голодный въ л ѣ съ. Л ѣ шимъ по л ѣ су онъ б ѣ галъ, Р ѣ дькой съ хр ѣ номъ пооб ѣ далъ И за горькiй тотъ об ѣ дъ Далъ об ѣ тъ над ѣ лать б ѣ дъ. В ѣ дай, братъ, что кл ѣ ть и кл ѣ тка, Р ѣ шето, р ѣ шетка, с ѣ тка, В ѣ жа и жел ѣ зо съ ять, - Такъ и надобно писать. Наши в ѣ ки и р ѣ сницы Защищаютъ глазъ з ѣ ницы, В ѣ ки жмуритъ ц ѣ лый в ѣ къ Ночью каждый челов ѣ къ... ѣ


Спасибо за внимание! Автор разработки: Филиппова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия 4» Великого Новгорода при участии Кудрявцевой Е.Л., портал skype: filippova_irina32


3 Задачи исследования 1. Выяснить, почему возникла необходимость создания славянской азбуки? 2. Константин и Мефодий. Кто они? 3. Известны две славянские азбуки: Кириллица и Глаголица. Что в них общего и в чём различие? 4. Изучить состав кириллицы. 5. Проследить, какие реформы проводились в русском алфавите?




5 Вступление Все мы с детства умеем писать. В школе нас учили по букварю, и учителя говорили: «Вот буква А, а вот – Б...» Письмо стало обычным делом нашей жизни, и редко кто задумывается, как оно появилось, откуда взялось, и почему такие буквы в нашем родном алфавите. Между тем русское письмо – очень важная часть национального достояния России, именно оно фиксирует русский язык.


6 Начала начал Моравии. Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III и константинопольскому патриарху Фотию с просьбой прислать в Моравию просветителей, которые могли бы составить славянскую азбуку и перевести на их родной язык Святое Писание и молитвы. В моравских церквах богослужение совершалось на латыни. А многие ли славяне знали латинский язык? Почти все стоявшие в церкви не понимали того, что читалось и пелось, и не могли сами прочитать ни одной строки из Христова Евангелия. История русской письменности началась в 862 г., когда в столице Византийской империи Константинополе появились посланцы от князя Ростислава – правителя славянского государства


7 Начала начал Они и стали просветителями славян и создателями славянской азбуки, ставшей впоследствии основой современного русского алфавита. Братья родились в македонском городе Салоники (Солуни), относившемся тогда к Византийской империи. Их отец Лев был греком и служил в византийском войске, о матери – Марии – почти ничего неизвестно, хотя некоторые авторы полагают, что она была болгаркой. Старший сын Мефодий (всего у Льва и Марии, по сведениям «Жития Кирилла и Мефодия», было семь человек детей, имена пятерых неизвестны) родился в 820 г., младший Константин, в монашестве Кирилл, родился в 826 г. Патриарх Фотий направил в Моравию (территория нынешней Чехии) двух миссионеров, братьев Мефодия и Константина. Моравия


8 Мефодий Первоначально жизненные пути братьев разошлись. Мефодий поступил на военную службу, продолжая семейную традицию, и сделал успешную военную карьеру. Он был высок ростом, красив лицом и крепок телом, характер имел волевой и горячий. Еще молодым человеком он отличился в военных действиях, и император пожаловал ему в управление Стримонскую область, населённую славянами. Для всех стали полной неожиданностью внезапный уход Мефодия в отставку и принятие им монашеского пострига. «Не в мирских почестях благо нашей души», – говорил он.


9 Кирилл Константин же с самого начала пошёл по учёной стезе. С детства он отличался слабым здоровьем, и детские забавы его не интересовали. Зато мальчик любил размышлять, читать и рано проявил способности ко всяким наукам. Он получил прекрасное образование в Константинополе. С начала 850-х годов Константин начал миссионерскую деятельность в соседних странах, где проповедовал христианство. Поездки в Болгарию, Сирию и другие страны очень много дали Константину в плане изучения языков и культур этих народов. Так, он овладел древнееврейским письмом, которым воспользовался впоследствии при создании славянской азбуки.


10 Братья Характер и жизнь братьев сходны. Они оба жили в основном духовной жизнью, не придавая значения ни богатству, ни славе, ни карьере. Они не имели семьи, постоянного пристанища и даже оба умерли на чужбине. Младший брат создал славянскую азбуку, заложил основы славянской письменности. Старший практически развил созданное младшим. Младший был талантливым учёным, философом, тонким филологом, старший – способным организатором и практическим деятелем. Когда император Византии предложил Константину поездку в Моравию, тот ответил: «Немощен я телом, но с радостью пойду в моравскую землю, ибо просвещение народа без письмен его языка подобно попытке писать на воде!» Вместе с ним туда поехал и Мефодий. В 863 г. братья прибыли в столицу Моравского государства – город Велеград, где и приступили к созданию азбуки.


11 Две азбуки Нам известны две славянские азбуки: одна называется по имени Кирилла кириллицей, другая именуется глаголицей, от слова «глаголами», то есть «говорить». Истоки буквенного состава кириллицы очевидны – это греческое письмо, использовавшееся в то время в Византийской империи. Прототип глаголических букв до сих пор не определён. На этот счёт выдвигались разнообразные гипотезы.




13 Первые надписи. Первые дошедшие до нас надписи на кириллице и глаголице датируются примерно одним и тем же временем – рубежом IX-X вв. Но кириллица была распространена преимущественно у восточных и южных славян, а глаголица – у южных и западных. На основе кириллицы были созданы многие современные славянские (и не только славянские) алфавиты, глаголица же оказалась абсолютно мёртвой азбукой, из которой не «выросла» ни одна из современных систем письма.


14 Состав кириллицы. В кириллическом алфавите было 43 буквы. Основой для 26 кириллических букв послужил греческий алфавит.43 буквы. Часть букв отличались от современных по написанию. Некоторые звуки обозначались двумя буквами. Впрочем, следует отметить, что возможно когда-то в славянских языках звуки, обозначавшиеся такими «парными» буквами, все-таки фонетически различались. Из греческого были заимствованы такие буквы … Четыре буквы составители кириллицы создали из букв древнееврейского алфавита. С помощью кириллических букв обозначались и цифры. Эта система была заимствована из греческой и называлась «буквенной цифирью», в которой определенные буквы означали единицы, десятки и сотни, а из их сочетаний получались многозначные числа. Несколько букв создали индивидуально… И писалось как Н Н – как N З (Земля) звук «З» Ѕ (Зело) Н (Иже) звук «И» I (И) «КС» «ПС» из еврейской буквы Цаде появились Червь и Цы, которая писалась как современное Ц из буквы Шин появились буквы Ш (Ша) и Шта (звук «Щ» в старославянском языке звучал как «ШТ») Б (буки), Ж (живете), Ъ (ер), Ы (еры), Ь (ерь), ЯТЬ, ЮСЫ малый и большой





18 Реформы алфавита г.1710 г г г. Просуществовал неизменно до эпохи Петра 1 Петр 1 ввел гражданский шрифт Предложено ввести букву Ё Появились буквы Э,Я Исключены буквы Зело, Кси, Ижица Введена буква Й 1738 г. Приведено в соответствие написание i Восстановлена Ижица 1758 г г. Декрет о новой орфографии Новые правила орфографии 1956 г.


СОСТАВ РУССКОГО АЛФАВИТА 19 В русском алфавите 33 буквы, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21 согласные и 2 буквы не обозначают особых звуков, но служат для передачи определённых звуковых особенностей. Русский алфавит имеет прописные (большие) и строчные (малые) буквы, буквы печатные и рукописные.


20 День славянской письменности. День славянской культуры и письменности (День святых Кирилла и Мефодия) праздник, известный как день памяти первоучителей славянских народов братьев Кирилла и Мефодия. Празднование памяти святых братьев ещё в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 24 м а я






















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: систематизация изученного по истории русского языка, воспитание уважения к прошлому, к родному языку.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.

ХОД УРОКА

1 этап. Вступительное слово учителя

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. Читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.
Исторически письменная речь вторична. Звучащей речью мы овладеваем в раннем возрасте, она усваивается как бы сама собой, без усилий. Письму же мы учимся специально, тратя на постижение грамоты многие годы. Может быть, именно поэтому мы уважительнее относимся к письменной речи, чем к устной.

2 этап. Основная часть

Слайд 2. Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете смысл пословицы?
Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго. Сотни веков язык существовал без письменности, да и сейчас немало бесписьменных языков.

Слайд 3. Многие народы пытались по-разному зафиксировать речь, используя для этого палочки, бусины, камни. Учёные условно называют такой способ предметным письмом.
Сегодня мы пользуемся начертательным способом письма. Как вы поняли, что это значит?
Как вы думаете, каким образом могут быть расположены знаки на письме?

Слайд 4. Нам кажется естественным писать справа налево. Кроме русских, так пишут англичане, французы, немцы и многие другие народы. Однако существуют и другие способы.
Рассмотрим, как можно записать фразу «Жил-был у бабушки серенький козлик». (Переход по гиперссылкам к слайдам 42-46).

Слайд 5. Попробуйте сами записать фразу «Любишь кататься – люби и саночки возить», располагая знаки так, как это принято у китайцев, арабов и древних греков.

Итак, начертательное письмо – это письмо с помощью графических знаков, а самые привычные для нас знаки – это буквы.

Слайд 6 . Давайте вспомним, что обозначают слова «алфавит» и «азбука».

Слайды 7-8. Однако буквенное письмо появилось не сразу. Важным этапом на пути к нему стало консонантное письмо. Как вы поняли, в чём его особенности? Чем отличается греческий алфавит, к которому восходят алфавиты всех европейских языков, от финикийского?

Слайды 9-11. Кириллица и глаголица. Чем отличались азбуки? Помните ли вы, кто являлся создателем славянской азбуки?

Слайды 12-13. Что вам известно о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия? Если вы хотите больше узнать об этом, перейдите по ссылке к сайту Википедии.

Слайд 14. Итак, славянская азбука названа в честь Кирилла. И вот тут кроется загадка. Как мы узнали в 10 и 11 вв. существовали две азбуки: и кириллица, и глаголица. Какую из них создал Кирилл?
По этому поводу до сих пор идут споры. И всё-таки большинство учёных придерживается мнения, что ученые мужи Константин Философ (после принятия монашества Кирилл) и его брат Мефодий «переложили» звуки славянского языка на пергамент с помощью той азбуки, которую сегодня принято называть глаголицей. Позднее (по-видимому в 893) появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах.

Слайды 15-16. Чем кириллица отличается от современного алфавита? Обратите внимание, что каждая буква имела своё название.
Знаете ли вы, что такое толковая азбука ?
Толковая азбука (азбучная молитва) – одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки – святой Кирилл. Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому, жившему на рубеже IX – Х веков.
Азбучные молитвы являются особой формой изложения религиозных истин, в удобной для запоминания форме. В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII – XVII вв.
Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.
Вот одна из таких азбучных молитв, обнаруженная среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки.

Аз словом сим молюся Богу:
Боже всея твари Зиждителю,
Видимым и невидимым,
Господа Духа посли Живущего,
Да вдохнет в сердце ми слово,
Еже будет на успех всем,
Живущим в заповедех Ти.
Зело бо есть светильник Жизни
Закон Твой, свет стезям,
Иже ищет Евангельска слова
И просит дары Твоя прияти.
Ко крещению обратишася вси,
Людие Твои нарещися хотяще,
Милости Твоя, Боже, просят зело,
Но мне ныне пространно слово даждь,
Отче, Сыне и Пресвятый Душе,
Просящему помощи от Тебе.
Руце бо свои выспрь воздею присно,
Силу прияти и мудрость у Тебе.

Ты бо даеши достойным силу,
Ипостась же всякую целиши.
Упование всех концев земли,
Фараона мя злобы избави.
Херувимскую ми мысль и ум даждь.
О, Честная Пресвятая Троице,
Печаль мою на радость преложи.
Целомудренно да начну писати
Чудеса Твои предивные зело
Шестокрылатых силу восприиму
Шествую ныне по следу Учителю,
Имени Его и делу последуя.
Явным сотворю Евангельское слово,
Хвалу воздая Троице в Божестве,
Юже поет всякий возраст,
Юн и стар своим разумом,
Язык нов, хвалу воздая присно Отцу, Сыну и Пресвятому Духу,
Ему же честь и держава и слава от всея твари
Дыхания во вся веки и навеки. Аминь

Слайды 17-30. За многие годы существования русская азбука претерпела ряд изменений.
Рассмотрите слайды и запишите основные периоды этих изменений. С чьими именами связано появление и исчезновение некоторых букв?

Слайды 31-32 наглядно иллюстрируют изменения русской азбуки.

Слайд 33. Подведём итоги изменений.

Слайды 35-39. Интересная информация об алфавитах других народов.

3 этап. Подведение итогов урока

– Что нового вы узнали на уроке? О чём бы ещё хотелось узнать?

Слайд 40. Познакомьтесь с той литературой, которая поможет найти ответы на интересующие вас вопросы.

– Спасибо за работу!

Список использованных источников:

  1. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры... – М.: Просвещение, 1987.
  3. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д.Аксёнова . – М.:Аванта+,1998.

Ирина Емельянова
«История алфавита» (исследовательская работа)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

«ИСТОРИЯ АЛФАВИТА »

(исследовательская работа )

ВЫПОЛНИЛИ :

Глотов Максим,

Вагнер Анжела,

Коротенко Илья,

ученики 3 «А» класса

РУКОВОДИТЕЛЬ :

Емельянова

Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

Старый Оскол

Введение 2

I. Основная часть 3

1. История глаголицы 3

2. Вклад Кирилла и Мефодия в развитие славянской культуры 3

3. Распространение кириллицы на Руси 5

4. Первый русский букварь И. Федорова 7

5. Азбука Льва Николаевича Толстого 8

6. Современный русский алфавит 8

II. Заключение 10

III.Библиография 11

Введение

На свете существуют разные языки : русский, украинский, английский, французский, шведский. В каждом из этих языков есть свой алфавит – порядок расположения букв. В алфавите каждая буква имеет свое место. Количество букв в разных алфавитах также различное . Например, в английском алфавите всего 26 букв , а в русском – 33 буквы. Каждая буква имеет свое место, название и написание.

Русская азбука – совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма.

Идея создания проекта возникла на уроке английского языка, когда мы узнали, что в английском алфавите всего 26 букв , а в русском – 33 буквы. Полученная информация подтолкнула нас к изучению истории происхождения русского алфавита .

Тип проекта : информационно-исследовательский . Разработка нашего проекта проходила внутри школы, при участии детей и взрослых. Наш проект коллективный.

Цель исследования : создание электронного путеводителя «История алфавита » .

Предмет исследования : русский алфавит .

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач :

Познакомиться с историей создания и развития русского алфавита ;

Анализ литературных источников и интернет ресурсов по теме исследования ;

Подготовить творческие работы по теме исследования .

В ходе исследования мы провели анализ литературы, рассказывающей об истории азбуки , подготовили творческие работы по этой теме , используя интернет ресурсы.

1. История глаголицы

Глаголица - одна из первых (наряду с кириллицей) славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке

Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица является более ранней азбукой, чем кириллица.

Русский алфавит сложился на основе кириллицы.

2. Вклад Кирилла и Мефодия в развитие славянской культуры

Создатели славянской азбуки Константин (при пострижении в монахи он был назван Кириллом) (827-869) и Мефодий (815-885) происходили из византийского города Солуни (ныне - Солоники в Северной Греции, в котором проживало многочисленное славянское население и славяне занимали многие официальные посты. Отец братьев был богат и «доброго рода» , занимал в Солуни значительную должность под начальством солунского стратига - военачальника,

Кирилл начал посещать школу в восьмилетнем возрасте. Он прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладевал верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг. После смерти отца он покинул Солунь и отправился в Константинополь, столицу Византийской империи. Среди учителей Кирилла самым, может быть, значительным был будущий патриарх Фотий – знаток античной культуры. Учащиеся изучали поэмы Гомера, трагедии Софокла, философские сочинения Аристотеля . Кирилл, один из лучших учеников, был принят на государственную службу.

Кирилл, хорошо знавший не только греческий, арабский и латинский, но и язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Первым его помощником стал старший брат Мефодий, удалившийся с военной службы в монастырь.

24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита .

В том же 863 году братья прибыли в Моравию с созданной азбукой и готовыми переводами. В течение сорока месяцев до весны 867 года они просвещали славян в Моравии. А в конце 867 - начале 868 года римский папа пригласил Кирилла и Мефодия в Рим. Там они получили право просвещать народ. Но в Риме Кирилл внезапно заболел, и 14 февраля 869 года создатель славянской письменности, первый учитель славян, скончался. Мефодий стал продолжателем дела брата. 4 апреля 885 года скончался Мефодий.

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного» . Возник новый центр книжной культуры, которая соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

Так на исторической арене появилась славянская школа, создателями которой были братья Кирилл и Мефодий.

3. Распространение кириллицы на Руси

На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства (988г.) .В Петровское время царским указом упростили правописание и отменили буквы «юс малый» , «юс большой» , «кси» , «пси» , «зело» , «омегу» , которые стали обузой в русском алфавите . Во второй половине XVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы «и краткое» и ё. В начале XX века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания . Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома просвещения упраздняются буквы «i десятеричное» , «ять» , «фита» , «ижица» и буква «ер» на конце слов. Это движение от 43 букв кириллицы к 33 буквам современного русского алфавита можно представит так : 43-14+4=33.

Русский алфавит произошёл от древнерусской кириллицы, которая, в свою очередь, была заимствована у болгар и получила распространение на Руси после принятия христианства (988 г.) .

На этот момент в ней было, по видимости, 43 буквы. Позже добавились 4 новые буквы, а 14 старых были в разное время исключены за ненадобностью, так как соответствующие звуки исчезли. Раньше всего исчезли йотированные юсы (

Затем большой юс (, возвращавшийся в XV веке, но вновь исчезнувший в начале XVII века, и йотированное Е () ; остальные буквы, порой несколько меняя свое значение и форму, сохранились до наших дней в составе азбуки церковнославянского языка, которая долгое время считалась тождественной с русской азбукой. Орфографические реформы второй половины (связанные с «исправлением книг» при патриархе Никоне) зафиксировали следующий набор букв : А, Б, В, Г, Д, Е (с орфографически отличным вариантом Є, который иногда считался отдельной буквой и ставился в азбуке на месте нынешнего Э, то есть после Ъ, Ж, S, 3, И (с орфографически отличным вариантом Й для звука [j], который отдельной буквой не считался, I, К, Л, М, Н, О (в двух орфографически различавшихся начертаниях : «узком» и «широком» , П, Р, С, Т, У (в двух орфографически различавшихся начертаниях :, Ф, X, (в двух орфографически различавшихся начертаниях : «узком» и «широком» , а также в составе лигатуры «от» , обычно считавшейся отдельной буквой, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ъ, Ю, Я (в двух начертаниях : IА и &$1126, которые иногда считались разными буквами, иногда же нет, V. Иногда в азбуку включались также большой юс) и так называемый «ик» (в виде нынешней буквы «у» , хотя они звукового значения не имели и ни в одном слове не употреблялись.

В таком виде русская азбука пребывала до реформ Петра 1708-1711 гг. К 1917 году алфавит пришёл в 34-буквенном (официально; фактически букв было 37) составе : А, Б, В, Г, Д, Е, (Ё отдельной буквой не считалось, Ж, 3, И, (Й отдельной буквой не считалось, I, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ъ, Э, Ю, Я, ? считалась более не входящей в русский алфавит ).

Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1918 г. - в ее результате появился нынешний русский алфавит , состоящий из 33 букв. Этот алфавит также стал основой многих младописьменных языков (письменность для которых ранее XX века отсутствовала или была утрачена и была введена в республиках СССР после Октябрьской социалистической революции).

4. Первый русский букварь И. Федорова

Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Это была полноценная учебная книга, которая шла нарасхват и зачитывалась буквально до дыр. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой. Конечно, книга Федорова отличается от нынешних букварей и азбук, но все они строятся так же : от простого к сложному, от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу.

Книга была отпечатана мастером Иваном Федоровым на Москов-ском печатном дворе.

Великий мастер предвидел, что с изобретением печатного станка книги перестанут быть большой редкостью и могут попасть в руки к любому человеку. Иван Фёдоров заботился не только о распространении книг на Руси, но и распространении грамотности. Он мечтал о том, чтобы больше и больше людей умели читать и писать.

5. Азбука Льва Николаевича Толстого

Великий русский писатель Л. Н. Толстой организовал для крестьянских детей в усадьбе Ясная Поляна школу, где сам был учителем истории . Для учеников яснополянской школы он написал азбуку. По этой азбуке учились наши прабабушки и прадедушки.

6. Современный русский алфавит

Современный русский алфавит состоит из 33 букв

Русский алфавит (русская азбука) - алфавит русского языка , в нынешнем виде с 33 буквами существующий фактически с 1918 года (официально лишь с 1942 года : ранее считалось, что в русском алфавите 32 буквы , поскольку Е и Ё рассматривались как варианты одной и той же буквы).

II. Заключение

Проводя исследовательскую работу , мы получили результаты : узнали об истории происхождения русского алфавита , о создателях славянской азбуки, монахах-братьях Кирилле и Мефодии, о глаголице (предшественнице кириллицы) . Нам было интересно узнать о первом русском букваре, созданном первопечатником Иваном Федоровым, об азбуке Л. Н. Толстого. Это исследование способствовало тому , что некоторые ребята нашего класса сочинили сами загадки об алфавите , подготовили информационные листы «Устаревшие буквы алфавита » .

24 мая в России будет отмечаться праздник, День славянской письменности и культуры. Наш электронный путеводитель поможет ученикам младшего школьного возраста узнать, кто стоял у истоков этого праздника . Интересен будет путеводитель и первоклассникам при изучении темы «Первый букварь» , «Азбука Л. Н. Толстого» . Оказывается, очень интересно исследовать , изучать страницы истории своего государства .

III.Библиография

1. Бернштейн С. Б. Константин – философ и Мефодий. М., 1989

2. Боченкова О. Солунские братья // Читаем, учимся, играем. 2003

3. Головин Н. Н. Моя первая русская история . М.: Тон пресс, 1999.

4. Занимательное азбуковедение : Кн. для родителей, учителей и милых детей/Авт. - сост. В. В. Волина, Худож. Л. И. Рудаковская. – 2-е изд. испр. – М.: Просвещение, 1994. – 400 с.: ил. – ISBN 5-09-005981-0

5. История России с древнейших времен до XIX века. М.: АСТ, Астрель, 1999 (Большая детская энциклопедия) .

6. Уханова Е. В. У истоков славянской письменности. М., 1998.