8 главных правил обж. Урок основ безопасности жизнедеятельности "правила безопасного поведения в условиях криминогенного характера"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новобытовская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

Открытый урок

«Главные правила ОБЖ»

Учитель: Василевский Владимир Александрович, первая квалификационная категория.

Тема: «Главные правила ОБЖ».

Цели и задачи урока:

1)актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности;

2)закрепить знания о правилах безопасности;

3)ознакомить с важнейшими правилами безопасности жизни(БЖ);

4)развивать умения правильно понимать, анализировать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций БЖ.

Оборудование:

    Учебник «основы безопасности жизнедеятельности».

    Видеомагнитофон-фрагменты записей из телепередач или новостей об опасных ситуациях (на 2-3 минуты).

    Рабочая тетрадь.

    Наглядные пособия-плакаты с правилами безопасности, по технике безопасности, фотографии, репродукции плакатов (по выбору учителя).

На доске:

Число, месяц.

Тема урока «Главные правила ОБЖ».

Правила безопасности-это обязательные для исполнения действия, уменьшающие вредные последствия опасных ситуаций.

Примеры правил и комментарий (разъяснение):

Не прислоняться;

Не зная броду, н суйся в воду;

Не влезай, убьёт.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация тем урока. Повторение ключевых понятий.

Правила безопасности жизнедеятельности появились благодаря многовековому опыту воинов, охотников, спасателей, путешественников и просто обычных людей. Если бы люди всегда помнили и соблюдали эти правила, они намного реже оказывались в беде.

Учитель просит учащихся сформулировать понятия: «безопасность», «опасность и опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация».

    Проверка домашнего задания

    Заслушать сообщения учащихся об опасных ситуациях, возникавших в их жизни. Попросить назвать, какие правила ОБЖ были нарушены (соблюдены) в этих ситуациях: неосторожность, неправильные действия, неумение защищаться от опасных факторов.

Тестовые задания.

    Выберите верное утверждение или наиболее полный ответ.

    Безопасность-это состояние защищённости человека.

    Безопасность-это состояние защищенности имущества человека.

    Безопасность-это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды.

    Опасная ситуация-неблагоприятная обстановка, в которой действуют только природные факторы, например изменения погоды.

    Опасный фактор-неблагоприятный природный, социальный, техногенный или смешанный процесс (явление, предмет, вещество), воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

    Продолжите утверждение, вставьте пропущенные слова.

    В зависимости от источника возникновения и характера действующих факторов опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации подразделяю на природные, социально-биологические и …, … (социальные, техногенные).

    Природные опасные факторы-это …, извержения вулканов, …, сели, оползни, …, …, засухи, …, заморозки, снежные и песчаные бури, …, гололед, болезни, распространяемые животными (чума, тиф, клещевой энцефалит, малярия и т.п.).

(Землетрясения, цунами, штормы, ураганы, морозы, наводнения.)

    Техногенные, чаще социально-техногенные опасные факторы-это аварии или катастрофы с электро- и другой техникой, …, …, химические аварии. (Обвал здания, пожар.)

    Социальные опасные факторы-это …, конфликтные, экономические, …, … (Криминальные, семейно-бытовые, военные.)

4.Объяснение нового материала. Фронтальная беседа.

Познакомить с правилами ОБЖ, подготовить их интеграцию с прежним материалом, подвести учащихся к пониманию важности соблюдения правил и рекомендаций.

Знакомство с новыми понятиями-правило, принцип.

Правила ОБЖ- рекомендации, выработанные практикой и наукой, сберегающие работоспособность, здоровье и безопасность в процессе труда, обучения, досуга, питания, сна и иных видов жизнедеятельности. Иногда правила называют словом принцип , что переводится как важное основное положение практики ил теории. Они отражают многовековой опыт и те знания, которые накопило человечество в борьбе за выживание. Знание правил и общих принципов помогут тебе, а значит, и твоим друзьям и родным уменьшить количество опасных ситуаций, травм и несчастий. А это значит, что усвоение правил ОБЖ позволит каждому сделать свою собственную и нашу общую жизнь счастливее и радостнее.

Какие могут быть последствия невыполнения правил безопасности жизнедеятельности?

Накопление нарушений и других опасных факторов повышает степень опасности и может перерасти в опасную ситуацию, а затем в опасное происшествие (аварию, катастрофу, преступление, травму, гибель человека, животного).

Слезами горю не поможешь -гласит народная мудрость. Помочь себе может лишь тот, кто вовремя предупрежден о существующих опасностях, научиться их своевременно распознавать, «обходить стороной» либо уменьшать или преодолевать. Предупрежден-значит вооружен и защищен.

С каждым может случиться неприятность. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет. Береженого Бог бережет. И первый шаг к предупреждению и преодолению опасностей- это изучение разных их видов, причин возникновения и рекомендаций по безопасному поведению.

    Первичная проверка и закрепление знаний

Практическая работа.

Учащиеся обсуждают (анализируют) сюжет сказки «Золотой ключик», рассматривают примеры «неправильного» поведения Буратино:

Обидел говорящего сверчка;

Обманул папу Карло;

Продал подарок папы Карло;

Убежал из дома в страну Дураков;

Не слушал советы Мальвины;

Не учился хорошему;

Поверил мошенникам Коту и Лисе.

Самостоятельная работа.

Заполнение таблицы «Правила безопасности» с текстом правил безопасности и пословиц (стр.13, 168-170 учебника).

Изучай виды и причины опасностей - знание-сила.

Учись предвидеть опасности всегда и везде – знал бы, где упасть-соломки подстелил бы.

Практическая работа.

Составить в тетради таблицы правил безопасности в повседневной жизни.

    Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

    Какие неприятные случаи с вами или знакомыми вам людьми можно было предотвратить, соблюдая правила безопасности.

    Как появились правила безопасности, почему говорят, что они «написаны кровью» наших предков?

    В чем ценность правил ОБЖ для каждого человека?

    Домашнее задание.

    Найти соответствующие пословицы и поговорки и закончить заполнение таблицы «Правила безопасности» (стр.12-13 и 168-170 учебника).

    Подготовьте небольшой рассказ из жизни о последствиях нарушения правил безопасности в жилище.

    Подготовьте рисунки-плакаты, напоминающие об опасностях и правилах ОБЖ.

Прививать навыки безопасного поведения необходимо именно с дошкольного возраста, впоследствии развивая и усложняя эти правила в течение всего школьного обучения. Маленькие дети должны усвоить, желательно в игровой форме преподнесения материала, самые базовые понятия о себе, о здоровье, механизмах общения и возможных опасных ситуациях.

Рассмотрим основные правила безопасности жизнедеятельности для детей и постараемся придать им некую игровую форму для более легкого восприятия материала. Еще вы можете прочесть статью "Безопасность детей летом ", а воспитателям будет особенно интересен материал "Детский сад беседы с родителями по безопасности".

Правила безопасности жизнедеятельности детей – основные моменты

Разбить обучение малышей можно на следующие мини разделы:

  • Самоидентификация – общие знания о здоровье и себе
  • Ребёнок и окружающая природа – возможные опасности
  • Малыш в домашних условиях
  • Бережем здоровье, избегаем опасностей
  • Находимся на улице – возможные опасности

В качестве методик эффективно применять картинки, игровые ситуации, сказки и активное общение с малышами. В зависимости от выбранной насыщенности материала каждому разделу можно посвятить одно или несколько занятий.

Малыш должен усвоить моменты:

  • Нельзя брать опасные предметы ни дома ни на улице.
  • Нельзя пользоваться без взрослых сложными электрическими и тепловыми приборами.
  • Нельзя делать опасные для себя или окружающих поступки.
  • Нельзя общаться с незнакомцами, идти с ними или брать что-то у них.
  • Надо всегда быть осторожными и знать о информацию о себе и о возможных проблемах, дома, на улице, в природе.

Уроки обучения детей правилам безопасности жизнедеятельности

Приведем возможные уроки по безопасности жизнедеятельности детей.

Урок по безопасности жизнедеятельности на тему «кто я?»

Ребенок должен усвоить основные понятия о себе и своих близких. К таким знаниям относятся:

  • Имя, Фамилия, домашний адрес и телефон. Имена родителей.
  • Базовые особенности организма: об острое можно пораниться, об горячее обжечься, об тяжелое удариться и т.д.
  • Ребенок в общих чертах должен понять, каких ситуаций надо избегать: трогать огонь, падений на асфальт, бросков камней и т.д.
  • Ребенок должен понять, что окружающие люди тоже подвержены опасности, поэтому вести себя надо аккуратно, чтобы не нанести им вред (например, детям, которые рядом)

В занятии используйте картинки и описание ситуаций. Общайтесь с детьми, расскажите историю, в которой знания помогли ребенку избежать опасности. Расскажите об устройстве человека, о кровообращении, о том когда может понадобиться знание адреса.

Урок по безопасности жизнедеятельности на тему «Природа и её опасности»

Изучение правил безопасности жизнедеятельности детей в условиях природы должно сопровождаться прогулками, экскурсиями, показом картинок и плакатов. Всегда учитывайте особенности вашей местности.

Малыш должен усвоить, что

  • В природе существуют опасные явления – удары молний, град и т.д.. Привяжите информацию к вашему региону, например, возможные наводнения или землетрясения или оползни.
  • В природе существуют опасные болезни. Методы защиты от них. Гигиена, закаливание и т.д.
  • В природе существуют опасные животные, в том числе опасность может исходить и от городских животных, например, собак.

Активно применяйте игровые ситуации и изображения опасностей, закрепите визуальную память у малышей.

Урок безопасности жизнедеятельности детей на тему «Наш дом – правила безопасного поведения»

Правила безопасности жизнедеятельности детей в домашних условия очень важны, сделайте особый акцент на этом уроке.

Ребята должны усвоить следующие понятия:

  • Дома есть опасные предметы, которые нельзя вообще трогать детям. Зажигалки, электрообогреватели, розетки и т.д.
  • Дома есть вещи, которые можно использовать только со взрослыми. Наример, телевизор, компьютер и т.д.
  • Дома есть опасные предметы, с которыми надо быть аккуратным. Ножницы, ножи, иголки и т.д.
  • Дома есть вещи, которые должны брать только взрослые. Лекарства, бытовая химия, красители и т.д.
  • Есть места, куда подходить нельзя. Включенная плита, открытые окна и т.д.
  • Есть ситуации, когда для детей может быть опасно. Например, стоит кастрюля с горячим супом или включенный утюг.
  • Дома нельзя открывать чужим людям двери или говорить с ними по телефону.
  • Нельзя открывать газовый кран или оставлять без присмотра открытый кран с водой.

Все сопровождайте картинками, плакатами. Ведите живое и активное общение с малышами.

Безопасности жизнедеятельности детей - урок на тему «Общие опасности»

Обучая правилам безопасности жизнедеятельности детей, опишите общие опасности, с которыми малыши могут столкнуться. Ребенок должен усвоить:

  • Опасность общения с незнакомцами
  • Опасность падений на твердую поверхности
  • Опасность порезаться, обжечься.
  • Как избежать травм и как не нанести их окружающим. Нельзя бросать камни, палки, лезть на большую высоту, бить детей и ит.д.
  • Чего нельзя делать самому? Например, включать плиту, утюг, зажигать спички.
  • Что опасного вокруг: розетки, осколки стекла, открытые люки, большие собаки и т.д.

Задавайте ребятам много вопросов, пусть они комментируют любые ситуации и говорят о правильном и неправильном проведении.

Урок про безопасность жизнедеятельности на тему «Возможные опасности на улице»

Обучение правилам безопасности жизнедеятельности детей должно содержать перечень потенциальных проблем на улице и автомобильной дороге. Ребята должны усвоить:

  • Нельзя поднимать с земли предметы, особенно брать или подходить к опасным предметам: шприцы, ножи, битые бутылки и т.д.
  • Нельзя говорить или идти куда-то с чужими людьми, что-то у них брать.
  • Малыш должен знать, как действовать, если он потерялся, например, в супермаркете. Что надо стоять ждать родителей. Ему надо знать к кому подходить в первую очередь, например, к охраннику магазина, продавцу или полицейскому (милиционеру).
  • Нельзя убегать от родителей, прятаться.
  • Ребенок должен усвоить базовые правила ПДД (правил дорожного движения). Переход только по переходу, на зеленый свет, не играть возле дороги и т.д.

Итог по правилам безопасности жизнедеятельности для детей

Всегда объясняйте правила доходчиво и просите ребят комментировать полученные сведения, так вы узнаете уровень усвоения материала. Правила безопасности жизнедеятельности для детей должны прививаться совместно с родителями, для этого следует также проводить активную работу со взрослыми, чтобы они на практике закрепляли у малышей подобные знание. А также важно, чтобы взрослые не показывали своим поведением дурной пример.

Цель урока: познакомить учащихся с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера

Наглядный комплекс:

  • Предметы: сумочка, зонтик, баллончик с лаком для волос, свисток.
  • Приложение: презентации PowerPoint.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Современная жизнь полна неожиданностей, порой зачастую опасных и неприятных. Нередки случаи, когда на дальней остановке транспорта, в темном подъезде, в тихом сквере, в тамбуре электрички совершаются различного рода преступления.

Не все, конечно, зависит от нас. Если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил. Будем вести себя более осторожно. Тогда вероятность уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от преступного посягательства значительно возрастет.

2. Изучение новой темы.

Учитель: Как вы понимаете, что такое криминогенная ситуация?

Учащиеся проводят обсуждение. В ходе обсуждения формулируют определение и конспектируют (К) .

К: Криминогенная ситуация – это ситуация, когда человек оказывается в условиях возникновения преступления или эта ситуация ведет к возникновению преступления.

Учитель: Что же надо делать в криминогенных ситуациях?

Учащиеся: Самое главное – не стать жертвой преступления и источником преступления. Презентация 1 .

Учитель предлагает рассмотреть конкретные ситуации под условными названиями.

  • Как не стать жертвой преступления на улице и в вечернее время (К). Презентация 2 .

1. Быть не вызывающе одетым.
2. Не носите с собой крупную сумму денег.
3. В вечернее время: Старайтесь избегать малолюдные и плохо освещенные места. Если вы возвращаетесь домой поздно, договоритесь, чтобы вас встретили, или возьмите такси. Никогда не пользуйтесь плеером, иначе вы не сможете услышать преступника.
4. При контакте с посторонними людьми: не откровенничайте, не давайте свои данные без крайней надобности.
5. На трассе не голосуйте.
6. Пользуйтесь банкоматом, платным телефоном.

  • Правила поведения в общественных местах (К). Презентация 3 .

1. Не делайте покупки с рук.
2. Не принимайте участие в азартных играх.
3. Если у вам много покупок, возьмите такси.
4. Меняйте валюту, только в предназначенных местах.
5. Если вы отправляетесь с друзьями в магазин или на праздник, обязательно договоритесь, где будете встречаться.

  • Соседство в транспорте (К). Презентация 4 . Презентация 5 .

1. Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположенные в центре поезда.
2. Не считайте деньги на виду у всех и не показывайте никому содержимое своего кошелька.
3. Не играйте с попутчиками в азартные игры.
4. Не пейте предложенные посторонними людьми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подмешаны снотворные или наркотические вещества.
5. Документы и деньги всегда держите при себе.

  • Поведение в подъезде дома, лифте, на лестничной площадке (К). Презентация 6 .

1. Не заходите в подъезд, если за вами идет незнакомый человек.
2. Не открывайте при незнакомых людях дверь в сою квартиру.
3. При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей.

Выполните задание.

Учитель: Необходимо ответь на вопросы:

Назовите зоны повышенной криминальной опасности?

Каковы основные правила поведения в уединенных местах?

Какие выводы сделал каждый из вас для себя по поведению в экстремальных ситуациях?

Тестирование учащихся.

  1. Каким из перечисленных ниже правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:

А. Воспользуетесь попутным транспортом.
Б. Идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю.
В. Идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места.

  1. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

А. Броситесь бежать навстречу.
Б. Остановитесь и выясните причину преследования.
В. Перейдете несколько раз улицу и, убедившись в правильности подозрений, побежите в людное место.

  1. Из приведенных примеров определите наиболее опасное время - время повышения риска для личной безопасности:

А. Темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно прогуливаются и отдыхают.
Б. Раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.
В. Сумерки, заставшие человека одного в лесопарке.

  1. Опасными местами в любое время суток могут быть:

А. Отделение милиции, почта, больница.
Б. Пустыри, заброшенные дома, задние дворы.
В. Банки, парикмахерская, пожарная часть.
Г. Магазин, ремонтная мастерская, административное здание.

  1. Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех и понимает, что этажом выше находится пьяная компания. Выберите вариант, который вы могли посоветовать девушке:

А. Ждать, пока они уйдут.
Б. Дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить до квартиры.
В. Спокойно подниматься домой.

Ответы.

Вопрос 1 2 3 4 5
Ответ Б В В Б Б

3. Подведение итогов.

Учитель оценивает ответы учащихся, выставляет оценки.

Учащиеся обобщают полученные знания.

4. Домашнее задание.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности –10 класс», автор В. Н. Латчук и др., стр. 29-37. Задания 8-12 стр. 38-39.

Тема раздела : «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Тема урока : Правила безопасного поведения в определённых жизненных ситуациях.

Цели урока:

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Метод урока: информационный, репродуктивный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: русский язык, литература, обществознание, этика.

Комплексно-методическое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, учебник ОБЖ, сборник заданий по предмету ОБЖ.

План урока

1. Организационный момент.
2. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.
3. Актуализация субъективного опыта учащихся (конкурс пословиц и поговорок).
4. Обобщение и систематизация опорных знаний (комментарии высказываний учащимися).
5. Формы работы учащихся по материалу урока:
5.1. выступление учащихся (3 сообщения);
5.2. анализ конкретных ситуаций (работа со «Сборником заданий по ОБЖ»);
5.3. работа с опорной схемой.
6. Заключительная часть:
6.1. подведение итогов урока;
6.2. оценка деятельности учащихся;
6.3. домашнее задание.

Конспект урока

1. Организационный момент. (1 минута)

Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на уроке ОБЖ. Мы завершаем изучение достаточно обширного раздела программы «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».

2. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание. (3 минуты)

Обратите Ваше внимание на доску (Приложение 1 ) и предложенное Вам высказывание «Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой », как Вы считаете, что этим высказыванием хотел донести до человека автор Виктор Гюго? (учащиеся комментируют высказывание ). Что значит быть здоровым? (забота о своей безопасности) А что предполагает внутренняя красота?

Да, человек должен быть красив не только снаружи, но и изнутри. А внутренняя красота не есть только здоровье и забота о собственной безопасности, не менее важно нравственное наполнение. Имея нравственное наполнение, человек всегда будет заботиться о своём здоровье и физическом благополучии. Как Вы думаете, какие задачи ставит перед собой человек, заботящийся о своей безопасности и нравственном благополучии?

Итак, верно были определены следующие задачи:

  1. необходимо знать общие правила безопасного поведения и использовать их в определенных жизненных ситуациях;
  2. развивать нравственную составляющую, свойственную любой личности.

Таким образом, из определённых Вами задач, Вы ставите перед собой следующую цель : систематизировать алгоритм своих действий, проанализировав возникшую ситуацию.

Например: ситуация в развлекательном клубе «Хромая лошадь».

О чём необходимо помнить при посещении массовых мероприятий?

  1. Необходимо ознакомиться с планом эвакуации на случай ЧС.
  2. О правилах поведения в конфликтных ситуациях.
  3. О правилах и мерах употребления алкосодержащих напитков.
  4. О правилах безопасности в местах массового скопления народа.

Итак, тема нашего урока: «Правила безопасного поведения в определённых жизненных ситуациях ».

3. Актуализация субъективного опыта учащихся (конкурс пословиц и поговорок). (7 минут)

И прежде чем мы приступим к систематизации и обобщению имеющихся у Вас знаний, я предлагаю актуализировать материал прошлых уроков, проведем конкурс пословиц и поговорок. Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки касающиеся «Здоровья» и «Безопасности личности».

  • В здоровом теле – здоровый дух.
    (Здоровый дух – рождает здоровое тело.)
  • Береги честь смолоду, как платье с нову.
  • Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
  • На бога надейся, а сам не плошай.
  • Береженого Бог бережет, не береженого канвой стережет.
  • Без труда не вынешь рыбку из пруда.
  • Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

(преподаватель комментирует все пословицы и поговорки учащихся )

(очень хорошо, молодцы, с конкурсом пословиц и поговорок Вы справились )

4. Обобщение и систематизация опорных знаний (комментарии высказываний учащимися). (10 минут)

Сегодняшний разговор о правилах безопасного поведения в определённых жизненных ситуациях хотелась бы начать с мудрых мыслей. Прочитайте и постарайтесь проанализировать суть данных высказываний. (Приложение 2 )

(учащиеся читают высказывания и комментируют их )

  • Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений (Поль Анри Гольбах).
  • Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своём обращении с ними (Дени Дидро).
  • Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему (Франсуа де Ларошфуко).
  • Женщине разумной и хорошо воспитанной столь же противно посягать на права мужчины, сколь разумному мужчине противно злоупотреблять слабостью женщины (Даниэль Дефо).

5. Формы работы учащихся по материалу урока: (19 минут)

5.1. выступление учащихся (3 сообщения);

А сейчас, я предлагаю Вам внимательно послушать сообщения, подготовленные вашими одноклассниками на тему: «Правила поведения и этикет в повседневной жизни». (Приложение 3 )

(спасибо, может быть у вас есть дополнения? хорошо )

Взаимоотношения людей определяются не только правилами этикета, но и основными правилами безопасного поведения.

Девушки в силу ряда причин становятся первыми жертвами преступников, уличных грабителей и хулиганов. Поэтому подготовленные мной рекомендации касаются скорее их, но и юноши должны знать, какие опасности подстерегают их подруг, чтобы вовремя предупредить или предотвратить возможное преступление. Итак, возьмите на вооружение некоторые следующие рекомендации по безопасному поведению в жизни.

  • Одежда не должна быть вызывающей, яркой, слишком откровенной.
  • Одежда должна быть удобной для движения, в том числе быстрого.
  • Обувь должна быть удобной не только для танцев, но и для ходьбы и бега.
  • Поведение не должно быть вызывающим, развязным.
  • Слишком яркий, грубый макияж выдаёт желание обратить на себя внимание.
  • Грубый с надрывом смех, развязный разговор привлекает лиц определённой наклонности.
  • Нельзя садиться в машину к незнакомым или мало знакомым людям.
  • Идти домой следует по людным, освещённым улицам.
  • Постарайтесь, чтобы ваши близкие встречали вас или сопровождали до дома.
  • Имейте под рукой простейшие защитные средства (баллончик с газом, лаком для волос, шпильки, свисток, пакетик с молотым перцем или табаком и т.д.).

Чтобы избежать насилия в отношении себя, очень важно регулярно проигрывать в уме различные ситуации, находя выход из них с наименьшими потерями для себя. Вместе с тем также всегда следует помнить о недопустимости превышения необходимой обороны.

5.2. анализ конкретных ситуаций (работа со «Сборником заданий по ОБЖ»);

Предлагаю Вам проанализировать несколько сюжетных ситуаций, найти правильный выход. Для Вас мной были подготовлены ситуации из «Сборника заданий по предмету ОБЖ». Письменно ответьте на предложенные ситуации. На работу Вам даётся 5 минут.

При выполнении задания Вы можете пользоваться учебником & 1.3.

АКС № 1

Описание ситуации.

Несовершеннолетняя «К» возвращалась поздно вечером домой из кинотеатра. На безлюдной улице к ней пристали пьяные мужчины, пытались увезти с собой на автомашине, закрывали ей рот рукой (вопрос-задание, что можно сделать в этой ситуации? );

Продолжение описания ситуации.

Спасаясь от преследователей, не имея возможности позвать на помощь, она разбила ногой витрину магазина. Сработала сигнализация, и прибывшие работники вневедомственной охраны задержали преступников. В данном случае, имущественный ущерб был причинён не нападавшим, как при необходимой обороне, а владельцу магазина, который не был причастен к возникшей ситуации. Фактически «К» умышленно повредила чужое имущество (ст. 149 УК РФ).

Вопрос и задание.

Как расценить действия девушки?

Есть ли состав преступления в её действиях?

Подобное причинение вреда является ли преступлением?

Что включает в себя понятие «крайняя необходимость»?

Ответ : в связи с крайней необходимостью в действиях девушки отсутствует состав преступления. Понятие «крайняя необходимость» означает, что причинение вреда является единственным способом предотвратить более серьёзное преступление. В ст. 14 УК РФ говориться, что подобное причинение вреда не является преступлением, если грозящую опасность нельзя устранить другим способом.

АКС № 2

Пьяный «А» пришёл к своей знакомой девушке «С». Вызвал её во двор, где стал избивать. Та позвала на помощь. На крик вышел сосед «В», потребовал прекратить избиение. Тогда «А» бросился с кулаками на «В». В ходе возникшей драки оба упали на землю. При этом у «А» из кармана выпал нож, и «В», схватив его, нанёс «А» два удара, причинив одну непроникающую рану брюшной полости и проникающее ранение живота, повлекшее смерть «А».

Вопрос и задание.

Как в данной ситуации действовал «В»?

Правомерны ли были его действия? Объясните, почему вы так считаете.

Какие факторы позволяют потерпевшему избрать самые жесткие меры защиты?

Всегда ли тот фактор, что оружие от нападавшего переходит к защищавшемуся, может свидетельствовать об изменении характера посягательства?

Ответ : явно выраженный характер опасности, недвусмысленные угрозы позволяют потерпевшему избрать самые жесткие меры защиты вплоть до лишения жизни нападающего. В то же время могут создаться такие сложные ситуации, когда оружие от нападавшего переходит к защищавшемуся. Сам по себе этот факт ещё не свидетельствует о прекращении состояния необходимой обороны. Однако с учётом конкретных обстоятельств утрата нападавшим оружия может свидетельствовать об изменении характера посягательства.

В данном случаи «В», защищая «С», действовал в состоянии необходимой обороны, однако превысил её пределы: после того, как нож перешел в руки защищающегося, «А» не пытался продолжать нападение и уже не представлял большой опасности.

5.3. работа с опорной схемой.

Давайте вместе обобщим, что надо предпринять в данной ситуации. По порядку выстройте алгоритм верных действий и ответьте на вопросы.

(учитель обобщает высказывания и предположения учащихся )

Итак, обобщим информацию. Задание – предложенные на доске этапы систематизируйте в верный алгоритм. (Приложение 4 )

(1 учащийся) Ваши действия при возникновении конфликтной ситуации в клубе?

(спросить)

(2 учащийся) Алгоритм действий при пожаре?

(спросить) Правильно ли составлен алгоритм на доске?

6. Заключительная часть: (5 минут).

В заключительной части нашего урока мне ещё раз хотелось бы заострить Ваше внимание на том, что безопасность человека целиком и полностью зависит от него самого, от знания законов, прав и обязанностей, правил и тактики поведения в определённых жизненных ситуациях.

ценки за урок, плюсы и минусы в ответах учащихся)

«Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль» Клод Адриан Гельвеций. (Приложение 1 )

Домашнее задание.

Я предлагаю Вам самостоятельно выбрать любую чрезвычайную ситуацию и проанализировать её. Составить алгоритм действий в этой ситуации.

Рефлексия: (Приложение 5 ) Сегодня на уроке Вы получили отметки за работу, и я, прошу Вас, выставит отметку за урок мне.

В жизни мы можем сталкиваться со сложными ситуациями. Каждая такая ситуация требует от нас напряжения как физических сил, так и психических. Но, кроме смелости, стойкости и ловкости, необходимо обладать знаниями, которые помогут избежать опасных ситуаций или справиться с ними, если избежать их не удалось.

Важность соблюдения правил безопасности

Все знают, что нужно соблюдать меры предосторожности при обращении с горючими материалами, тяжелыми предметами, открытым огнем.

Этому нас учат еще с младенчества - мамы объясняют детям, что нельзя кушать незнакомые ягоды, нельзя играть со спичками, пользоваться газовыми и электроприборами (рис. 1).

Рис. 1. Спички детям не игрушка ()

Во многих мультфильмах вы могли видеть, как герои не соблюдают элементарные правила безопасности и страдают от этого. Конечно, в мультфильмах герои мгновенно излечиваются, но мы понимаем, что в реальной жизни выздоровление займет много времени.

Помните, что с предметами, потенциально представляющими опасность (химические вещества, горюче-смазочные материалы, взрывчатые вещества), следует быть аккуратными.

Опасностей вокруг множество и предусмотреть их все невозможно. Примером может служить ситуация, произошедшая в с. Потаповка Белгородской области.

Дети приехали отдыхать на лето к бабушкам. И кто-то из ребят предложил пойти в лес и устроить пикник (рис. 2). Пошли дети без взрослых. Один из ребят, собирая хворост, нашел грибы и решил, что будет неплохо самому покушать грибов и угостить друзей. Приготовив грибы на костре, ребята с аппетитом их съели, даже не подумав о том, что грибы могут быть ядовитыми. В итоге все шестеро попали в больницу с тяжелым отравлением. Благо, что обратились дети за помощью вовремя, поэтому жизни удалось сохранить всем.

Рис. 2. Пикник в лесу ()

Опасности в лесу

Наверное, все хотя бы раз в жизни были в лесу. Кто-то, возможно, даже живет у леса. Помимо красоты, которую можно созерцать в лесу, в нем таится еще множество опасностей.

Например, одной из опасностей являются дикие животные. Если животных не провоцировать, то опасности не будет, но иногда провокация может произойти невольно. К примеру, вы нечаянно потревожили медведя или другого хищника, собирая ягоды или грибы (рис. 3).

Рис. 3. Медведь в малиннике ()

В лесу нужно быть предельно осторожным. Кроме диких животных, в лесу есть опасность отравиться, если пробовать незнакомые ягоды или грибы.

Опасность представляет также открытый огонь. За ним нужно следить, иначе можно пострадать самому и нанести непоправимый вред лесу.

Часто опасные ситуации застают нас в тот момент, когда мы этого не ожидаем и не готовы к ним.

Иногда опасные ситуации возникают из-за наших постоянных ошибочных действий.

Поэтому каждый человек должен знать и выполнять главные правила ОБЖ.

1. Изучай виды и причины опасностей

2. Учись предвидеть их возникновение

3. По возможности избегай опасных ситуаций, обходи опасные места, не рискуй без нужды

Допустим, когда вы гуляете во дворе, поблизости может оказаться проезжая часть, открытый люк, неисправная горка или заброшенное здание. Помните, что около подобных объектов нужно быть предельно осторожным, а лучше отойти от них подальше, тогда риск будет сведен к минимуму.

4. Не пугайся и не паникуй в трудных ситуациях

5. При появлении опасности действуй решительно

Если вы все же попали в трудную ситуацию, то стоит оценить степень опасности и подумать, как можно свести опасность к минимуму. Например, если вы застряли в лифте, паника будет только во вред, ведь так быстрее израсходуется воздух. Если же в лифте ты не один, то, возможно, придется помочь товарищам по несчастью (успокоить, оказать первую помощь), поэтому нужно быть решительным.

6. Всегда обращайся за советом и помощью

7. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных.

Рис. 4. Пожарные ()

Рис. 5. Спасатели ()

Даже если ты хорошо осведомлен, как действовать в опасных ситуациях, нелишним будет обратиться за помощью к взрослым или специалистам, работой которых является спасение людей (рис. 4, 5). Пытаясь выйти из сложной ситуации, стоит выбирать самые безопасные пути, дабы не усугубить своего положения.

Рис. 6. Возвращаясь домой поздно, будь осмотрителен ()

8. Активно борись (любыми законными способами) за свою жизнь, свои права, имущество. Если случилось так, что происходит покушение на твою жизнь, здоровье или имущество, ущемление твоих прав, ты обязан защищать свою жизнь, здоровье и имущество. Иначе безнаказанное зло может повториться или, того хуже, сделаться еще большим злом уже для другого человека.

Важность самообороны

Действительно, за свою жизнь и здоровье нужно бороться. Примером может служить история шестиклассницы Оли из Иркутска.

Девочка возвращалась домой после школы. Подъезд был не освещен, девочка услышала шаги позади себя и почувствовала, что кто-то подошел к ней сзади (рис. 6).

История могла бы закончиться трагически, ведь тот, кто подошел, был злоумышленником.

К счастью, девочка не растерялась и применила свои умения - она уже несколько лет занималась тхэквондо (рис. 7). Она смогла на время обездвижить злоумышленника и позвать взрослых на помощь.

Рис. 7. Учитесь самообороне ()

Эта история учит нас тому, что стоит держать себя в форме, заниматься спортом и знать хотя бы элементарные приемы самообороны.

Будьте бдительны в опасных местах.

Эти правила вырабатывались годами благодаря спасателям, известным путешественникам, отважным людям, военным, пожарным.

Мы перечислили только основные правила. Конечно, их намного больше, но об этом речь будет идти уже на других уроках.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил. Поляков В.В., Кузнецов М.И. и др., под ред. Латчука В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 160 с.
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. - 2012, 191 с.

Дополнительные р екомендова нные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Boxing-do.com ().
  2. Medestetik.ru ().
  3. Uroki-online.com ().

Домашнее задание

  1. Ответьте на вопросы на стр. 10-11. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013, 174 с.: ил.
  2. Подумайте, какие могут быть последствия, если уйти из дому, не проверив, все ли электроприборы выключены.
  3. * Сделайте иллюстрацию к самому важному, на ваш взгляд, правилу ОБЖ.