Жан лерон д аламбер биография. Д аламбер жан лерон

> Жан Лерон Д"Аламбер

Биография Жана Лерон Д"Аламбера (1717-1783 гг.)

Краткая биография:

Имя : Жан Лерон Д"Аламбер

Образование : Парижский университет

Место рождения : Париж

Место смерти : Париж

Жан Лерон Д"Аламбер – французский ученый, математик, астроном: биография с фото, основные идеи, теория возмущений, создание Энциклопедии, гидродинамика.

Жан Лерон Д"Аламбер - математик, философ-просветитель, механик. А также является почетным участников Петербургской Академии Наук (1764 год). Изучал дифференциальные уравнения и сформулировал правила составления диф. уравнений движения материальных систем (иначе называют принцип Д"Аламбера). Доказал теорию возмущения планет. Есть множество его работ, связанных с математическим анализом, дифференциальными уравнениями, рядами и алгеброй.

Формулировка принципа Д"Аламбера: если к практически действующим силам (на различные точки механической системы) и реакциям приложить силы инерции, то тело будет находиться в системе равновесия. Данный принцип достаточно помогает в решении задач динамики, если быть точнее, то к задачам динамики можно применить методы статики.

Жан Лерон появился на свет 16 ноября в 1717 году, умер 29 октября 1783. Как родился, так и умер в Париже.

Мать, Маркиза де Тансен, и отец, Луи-Камю Детуш-Канон, - знатные персоны, однако, Жан Лерон был незаконорожденным. В связи с этим, мать отказалась от ребенка буквально сразу после родов, точнее - спустя несколько часов. Нашли его в деревянной коробке, у входа в церковь Сен-Жан-ле-Рон (Париж). При крещении получил имя, связанное с церковью - Жан Лерон.

В итоге, ребенка усыновила семья стекольщика, где он и воспитывался все остальное время. Его родному отцу была не безразлична судьба его сына, он помогал приемной семье с финансовой стороны, а также оплатил обучение Жана Лерона сначала в частном пансиончике, именуемом Берэ, а уже позже в Янсенистском колледже Катр Насьон. Несмотря на отца, родная мать не интересовалась судьбой своего сына.

Во время обучения, Д’Аламбер показывал остроту своих знаний. Это не осталось незамеченным, ведь успехи в обучении привлекли к нему внимание различных наставников, которые надеялись, что такой развитый человек предпочтет карьеру в церкви. Но тем не менее, Жан Лерон решил пойти по иному пути. Когда он получил в 1735 году степень магистра искусств, "окунулся" в сферу права. Уже в 1738 году заканчивает юридический факультет и решает посещать курсы на медицинском факультете. Однако, медицина его не заинтересовала, и посещение длилось в течение нескольких месяцев, не более. И вот тогда, в 1739 году, Жан Лерон Д’Аламбер находит то, что смогло его заинтересовать - математику.

Заинтересовавшись математикой, Жан Лерон делал различные успехи. В 1741 году он выступил со своими первыми сочинениями на собрании в Королевской Академии Наук в Париже. Тогда он был принят, как ассистент. Тогда началась публикация различных его трактатов. Известный "Трактат о динамике", 1743 год, впервые за всю историю формулирует законы движения, а также группирует и систематизирует классическую механику. Уже в следующем году публикуется "Трактат о равновесии и движении жидкости". Благодаря своим успехам в этой сфере, он в 1746 году становится членом-корреспондентом Академии Наук. Буквально в тот же самый момент, Д"Аламбер посещает разные парижские салоны. В силу своего характера, он был везде желанным посетителем, ведь он умел вести живую, свободную беседу. И все это несмотря на его внешность, голос и прочие показатели.

Последующие 10 лет являлись самыми значимыми. Опубликованы важные работы:

- "Размышления об общей причине ветров" в 1747 году, это привело к перевороту относительно применения дифференциальных уравнений.

- "Исследования о предварении равноденствий" в 1749 году, это помогло решить, буквально, неразрешимую математическую задачу, которая когда-то ввела в тупик И. Ньютона.

- "Опыт новой теории сопротивления жидкостей" в 1752 году, работа стала фрагментом развития гидродинамики.

После, Жан Лерон проводил различного рода исследования, которые послужили обоснованием теории возмущения небесных тел - 1754-1756 года.

Все его работы и исследования привели его к славе, и он стал одним из лучших физиков и математиков тех времен.

Еще в 1745 году, Д"Аламбер был одним из создателей "Энциклопедии". Есть предположения, что в эту "деятельность" его привлек один из издателей - М. А. Давид, и первый редактор "Энциклопедии" - Гуа де Мальвом. Давид прежде публиковал научные работы Жан Лерона, а Гуа де Мальвом был увлечен математикой, а такой энтузиазм пропустить математик не всегда может.

Сначала, главным редактором был де Гуа, и Жан Лерон помогал аббату на этом посту, но в октябре 1747 года издание возглавили Жан Лерон и Дени Дидро. В "Энциклопедии" Д"Аламбер был ответственен за разделы, отвечающие за математику, физику, музыку, астрономию. Его статьи "Коллеж", "Женева" поддерживали положение издания, как орудие для сражения со старыми порядками.

Думая о развитии издания, Д"Аламбер публиковал разные работы, к примеру - "Элементы музыкальной теории и практики, вытекающие из принципов г-н Рамо", опубликованные в 1753 году, развивали теорию гармонии музыки Рамо. Далее вышло множество томов, именуемые "Размышления о литературе, истории и философии". Такими темпами, Жан Лерон стал известным в разных областях, в литературе, музыке, известность росла. При помощи маркизы Дю Деффан уже в 1754 он стал членом Академии Франции.

Работы многих ученых иногда критиковали, и Д"Аламбер не исключение. Частенько его обвиняли в подрыве статьями основ религии. Также, несмотря на множество хороших статей о творчестве Рамо, композитор опубликовал отрицательные, критические замечания к статьям о музыке (в 1755 году), которые были опубликованы в "Энциклопедии".

Не раз он хотел покинуть "Энциклопедию", но все не решался, и смог лишь в 1758-1759 годах. Причина - публикация статьи "Женева", тогда на него был огромный поток критики кальвинистами и католиками. Однако, он вернулся в издание, но как писатель естественнонаучных статей, но это связано лишь с нехваткой средств.

Уже в 60-х годах, его финансовое состояние пошло вверх. Благодаря стипендии Академии, деньгами за авторские статьи, пенсионам Людовика XV и Фридриха II и пожизненной и ежегодной ренте, доставшейся по наследству от отца, средств было вполне достаточно.

Будучи образованным и известным ученым, Д"Аламбер не раз получал вполне выгодные заманчивые предложения, но он отказывался, оставаясь независимым.

  1. Предложение от Фридриха II. Знакомство их состоялось в 1755 году,хоть известность он получил ранее. Начиная с 1752 года, Фридрих II предлагал Д"Аламберу стать Президентом Берлинской Академии Наук, но ученый все время давал отрицательный ответ. Некая "дружба" не закончилась на отрицательном ответе, и они переписывались друг с другом.
  2. Второе - от Екатерины II. Предложение состояло в том, чтобы Д"Аламбер стал наставником и воспитателем ее сына, Павла. Данное предложение сопровождалось весьма хорошим окладом, однако, ученый и тут оставил отрицательный ответ. В качестве причины он сказал, что желает скромненько и спокойно жить на родине.

Несмотря на отказ, Жан Лерон надеялся, что Европа будет обновляться при помощи просвещенных монархов. Монархи поддерживались интеллектуальной элитой. Тем не менее, Д"Аламбер не доверял аристократии, духовенству, народным массам.

Получая разного рода предложения, причина отказа крылась не только в родине, но и в любви. Покидать Париж он не хотел, так как состоял в некой связи с Жюли де Леспинас. Несмотря на то, что ученый был на 15 лет старше Жюли, отношения складывались весьма хорошо. Но все же, не каждый сможет оставаться верным, Жюли не смогла.

Бременем были не только недуги, но и измена любимой, а также ее смерть (в 1776 году). В болезненном состоянии ученый находился в течении 70-х годов. Последние годы напрямую связаны с Французской Академией, в 1772 году он стал секретарем, несмотря на то, что Людовик XV был против. В своих словах Д"Аламбер всегда показывал, что Академия, как твердыня, которая борется с невежеством и всем подобным.

Жан Лерон Даламбер (1717-1783) был крупным французским математиком, механиком и философом периода подготовки Великой французской революции. Незаконно­рожденный сын аристократки, он был найден на паперти церкви св. Иоанна Круглого - Jean le Rond , откуда и его имя ,- и воспитан бедным стекольщиком Аламбером - откуда его фамилия d’Alembert .

Выдвинувшись благодаря своим исключительным спо­собностям , он уже в 1741 г. за работы по математике и механике был избран членом Парижской академии наук ; с 1772 г. Даламбер занимал пост непременного секретаря Академии. Он был членом многих иностранных академий, в том числе с 1764 г. почетным членом Пе­тербургской академии наук.

По своим философским воззрениям Даламбер был сторонником механистического материа­лизма, и в 1751 г. он вместе с Д. Дидро (1713-1784) основал знаменитую «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» .

Даламберу принадлежит вступительная статья к «Энциклопедии», озаглавленная «Очерк проис­хождения и развития наук» , где приведена классифи­кация наук. В первых томах «Энциклопедии» он опубли­ковал важные статьи по математике и механике - «Пре­дел», «Дифференциалы», «Уравнения», «Динамика», «Геометрия».

Труды Даламбера в математической области часто были связаны с его исследования­ми по механике . Так, например, изучение теории функ­ций комплексного переменного понадобилось Даламберу для его исследований по гидромеханике . Рассмотренные им дифференциальные уравнения также большей частью связаны с механикой — таково, например, «уравнение стру­ны» .

К середине XVIII в. работы Даламбера вместе с исследования­ми и совершенно преобразовали механик у. По содержанию она стала нау­кой, охватывающей все виды движения материальных то­чек и их систем , а по форме превратилась в аналитическую дисциплину, в которой применялись все достиже­ния математического анализа.

Даламберу принадлежат работы как по общим пробле­мам механики , так и по гидродинамике, теории колеба­ний и волн, теории движения твердого тела, небесной механике и др.

Пер­вая часть «Трактата» посвящена построению аналитической статики . Здесь Даламбер формулирует «основные принципы механики» , которыми он считает «принцип инерции» , «принцип сложения движений» и «принцип равновесия» .

«Принцип инерции» сформулирован отдель­но для случая покоя и для случая равномерного пря­молинейного движения .

«Принцип сложения движений» представляет собой закон сложения скоростей по правилу параллелограмма .

«Принцип равновесия» сформулирован в виде следующей теоремы: «Если два тела, обладаю­щие скоростями, обратно пропорциональными их массам, имеют противоположные направления, так что одно тело не может двигаться, не сдвигая с места другое тело, то между этими телами будет иметь место равновесие».

Во второй части трактата, называемой «Общий принцип для нахождения движения многих тел, произвольным обра­зом действующих друг на друга, а также некоторые применения этого принципа», Даламбер предложил общий метод составления дифференциальных уравнений движе­ния любых материальных систем , основанный на сведе­нии задачи динамики к статике . Здесь для любой си­стемы материальных точек формулируется правило , наз­ванное впоследствии «принципом Даламбера» , согласно которому приложенные к точкам системы силы можно разложить на «действующие», т. е. вызывающие уско­рение системы, и «потерянные», необходимые для равно­весия системы.

Даламбер считает, что силы, соответствующие «потерян­ным» ускорениям, образуют такую совокупность, которая никак не влияет на фактическое поведение системы. Иными словами, если к системе приложить только совокуп­ность «потерянных» сил, то система останется в покое .

Далее в «Трактате» рассматриваются задачи, для реше­ния которых, по мнению Даламбера , необходим этот принцип. К таким задачам он причисляет движение тел, соударяющихся произвольным образом, движение систе­мы тел, связанных стержнями и нитями , и др.

В «Трак­тате о динамике» Даламбер не вводит понятия связей, хотя и отличает, например, тяготеющие тела от «тел, которые тянут друг друга при помощи нитей или жест­ких стержней». Отметим, что сам Даламбер при изло­жении своего принципа не пользовался ни понятием си­лы (считая, что оно не обладает достаточной ясностью, чтобы входить в круг основных понятий механики), ни тем более понятием силы инерции .

Изложение принципа Даламбера с применением термина «сила» принадлежит Лагранжу, который в своей «Аналитической механике» дал его аналитическое выражение в форме принципа воз­можных перемещений .

В дальнейшем (с начала XIX в.) вектор m i v i стали называть силой инерции материаль­ной точки , а уравнение, выражающее принцип Даламбе­ра , трактовать как утверждение о равновесии между при­ложенными к системе силами и силами инерции.

Значение принципа Даламбер видел в общности под­хода к задачам механики. Высокую оценку труду Далам­бера дал Лагранж , по мнению которого, хотя «...этот принцип не дает непосредственно уравнений, необходи­мых для решения проблем динамики, но он показыва­ет, каким образом они могут быть выведены из усло­вий равновесия».

Существенные результаты получил Даламбер в динами­ке твердого тела и небесной механике . В 1749 г. был опубликован его мемуар «Исследования о предварении равноденствий и нутаций оси Земли» , в котором рас­сматривается задача о вращении Земли около ее центра масс под воздействием сил притяжения к Солнцу и Лу­не . Оперируя понятиями моментов инерции и вводя глав­ные оси инерции вращающегося тела, Даламбер рассмот­рел малые колебания Земли (нутационные движения) около движущейся по конусу прецессии оси вращения и привел полное динамическое объяснение .

В 1751 г. в ра­боте «О движении тела произвольной формы под дейст­вием любых сил» Даламбер дал более систематическое изложение вопроса о малых колебательных движениях твердого тела относительно центра инерции .

А. Клеро в работе «Теории фигуры Земли» дал формулы для притя­жения эллипсоида, близкого к сфере . Даламбер в третьей части «Исследований по различным важным вопросам, относящимся к системе мира» (1756), получил более об­щие формулы такого рода для тел, близких к сфере, но не обязательно имеющих форму эллипсоида .

Жан Лерон Д"Аламбер

Д"Аламбер Жан Лерон (1717-1783) - французский математик, механик и философ-просветитель. Наряду с Д. Дидро (1713-1784) был редактором «Энциклопедии», для которой написал ряд статей, а также знаменитое Предисловие, ставшее своего рода манифестом философии Просвещения.

Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.

Д"Аламбер Жан Лерон (1717-1783) - один из представителей французского Просвещения 18 века, философ и математик. Ему принадлежит попытка описать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов Ф. Бэкона . В философии Д"Аламбер был сторонником сенсуализма и противником декартовской теории врожденных идей. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Д"Аламберу, мышление не является свойством материи, а душа имеет независимое от материи существование. Таким образом, Д"Аламбер стоял на дуалистических позициях. В противоположность другим французским просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой. Д"Аламбер признавал бога как образующую субстанцию. Критика непоследовательного сенсуализма Д"Аламбера была дана в работах Дидро . Основное сочинение - «Элементы философии» (1759).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 103-104.

Д"Аламбер (D"Alembert), Жан Лерон (16.XI.1717 - 29.Х.1783) - представитель французского Просвещения, математик и философ. В 1733 году окончил коллеж Мазарини, где проявил замечательные способности к математике; затем изучал право и медицину. В 1754 году был избран членом Французской академии. В 1751 году Д. Дидро пригласил Д"Аламбера участвовать в создании "Энциклопедии". Д"Аламбер написал вступительную статью к этому изданию - "Очерк происхождения и развития наук", в которой, исходя из системы Ф. Бэкона, классифицировал науки. Д"Аламбер первым объединил логику, историю, юридическую, экономическую и политическую науки, литературу и искусство в науку о человеке, положив начало современному понятию "гуманитарные науки". Не будучи материалистом и атеистом, как Дидро, Д"Аламбер в статьях для "Энциклопедии" и других своих работах выступал против церкви и духовенства, был противником вмешательства церкви в политической жизнь, отстаивал независимость науки от богословия. По своим политическим взглядам Д"Аламбер ближе всего стоял к Ш. Л. Монтескьё . Д"Аламбер защищал буржуазную собственность, исходя из антифеодального принципа "естественного права". С другой стороны, он утверждал, что человек не может считать себя вправе пользоваться богатством, если другие люди лишены необходимого. В 1757 году, не выдержав преследований реакции, Д"Аламбер покинул редакцию "Энциклопедии". В дальнейшем его деятельность сосредоточилась главным образом во Французской академии, где он занимался в основном математикой и астрономией. Имя Д"Аламбера было широко известно за пределами Франции. В середине 60-х годов 18 века он был приглашен Екатериной II в качестве воспитателя наследника престола, но отказался принять ее приглашение.

Ю. И. Хаинсон. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Сочинения: Oeuvres, t. 1-5, P., 1821-1822; Oeuvres de d"Alembert. Sa vie - ses oeuvres - sa philosophie, par Condorcet. P., 1853; в рус. пер. - Очерк происхождения и развития наук, в кн.: Родоначальники позитивизма, в. 1, СПБ, 1910; Подробное рассмотрение существа законов, сочиненное г. Д"Аламбером, в кн.: О существе законов, творение г. Монтескье, ч. 1, М., 1809.

Литература: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955. с. 61-64, 70; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд.., т. 14, с. 24-26; Литвинова Е. P., Даламбер. Его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1891; Muller M., Essai sur la philosophie de Jean d"Alembert, P., 1926.

Д"Аламбер (D"Alembert) Жан-Лерон (16 ноября 1717, Париж - 29 октября 1783, Париж) - французский философ-просветитель и математик. Вместе с Дидро был главным редактором (1751-58) «Энциклопедии», где вел также физический и математический отделы. Уход с поста главного редактора в 1758 стал следствием общественного скандала после публикации в 7-м томе ст. Д"Апамбера «Женева», где он противопоставил нравственную чистоту и религиозность женевских граждан и пасторов жестокости и фанатизму иезуитов. Высказанная в статье мысль о том, что театры способствуют формированию нравственности, вызвала резкий простеет Руссо («Письмо к Д"Аламберу о зрелищах»), отрицательно относившегося к достижениям цивилизации, в т. ч. к наукам и искусствам. Продолжая после 1758 руководить физико-математическим отделом «Энциклопедии», Д"Аламбер написап для нее ряд статей по математике.

Философские взгляды Д"Аламбера изложены в работах «Элементы философии» (L"Essai sur les elements de philosophic... 1759) и «Очерк о происхождении и развитии наук» (вступительная статья к «Энциклопедии», 1751, рус. пер. 1910). Вслед за Ф. Бэконом Д"Аламбер хотел представить наиболее полную классификацию наук, основывающуюся на отличии воображения от памяти и рассудка. Наряду с качественно однородной материей Д"Аламбер признавал нематериальную активную субстанцию, проявляющуюся в духовной деятельности человека; ощущения зависят от воздействия этого духовного начала, составляющего суть человеческого Я. Отрицая возможность проникновения мыслью в сущность вещей, свое сомнение он распространял и на существование Бога. Философские взгляды Д"Аламбера были подвергнуты критике Дидро в его знаменитой трилогии («Разговор Д"Аламбера с Дидро», «Сон Д"Аламбера», «Продолжение разговора»). Политические убеждения Д"Аламбера были умеренными: он выступал против феодально-сословной иерархии и в защиту «справедливой» собственности представителей третьего сословия. Он ориентировался на просвещенную монархию, состоял в переписке с Екатериной II и даже был приглашен ею на роль воспитателя наследника Павла. Д"Аламбер внес серьезный вклад в развитие фундаментальных принципов современной механики, его труды вместе с работами Эйлера, братьев Бернулли и Клеро заложили основания математической физики. Ему принадлежат классические работы по теории движения жидкости, задаче трех тел, нутации Земли, движению Луны, движению ветра, по теории музыки и др. В механике стремился обойтись без понятия силы, имевшего для него сильный «метафизический привкус». Математические работы Д"Аламбера основаны на принципе непрерывности Лейбница, позволившем ему ближе всего подойти к современному пониманию предела. Д"Аламбер был почетным секретарем Французской академии, Академии наук и большинства научных академий Европы.

Т. Б. Длугач

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 579.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Traite de l"equilibre et du mouvement des fluides. P., 1944;

Динамика. М,- Л., 1950.

Oeuvres, t. 1-5, P., 1821-1822;

Oeuvres de d"Alembert. Sa vie - ses oeuvres - sa philosophie, par Condorcet. P., 1853; в рус. пер. - Очерк происхождения и развития наук, в кн.: Родоначальники позитивизма, в. 1, СПБ, 1910; Подробное рассмотрение существа законов, сочиненное г. Д"Аламбером, в кн.: О существе законов, творение г. Монтескье, ч. 1, М., 1809.

Литература:

Литвинова Е. Ф. Д"Аламбер. Его жизнь и научная деятельность. СПб., 1891;

Вилейтнер Г. История математики от Декарта до середины XIX столетия. М., 1966;

Добровольский В. А. Д"Аламбер. М., 1968;

Briggs J. М. D"Alembert: Mechanics, Matter and Morals. N.Y., 1962.

Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955. с. 61-64, 70;

Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд.., т. 14, с. 24-26;

Литвинова Е. P., Даламбер. Его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1891;

Muller M., Essai sur la philosophie de Jean d"Alembert, P., 1926.

Жан Леро́н Д’Аламбе́р - французский учёный-энциклопедист. Широко известен как философ, математик и механик. Член Парижской академии наук, Французской Академии, Петербургской и других академий.

Жан Лерон Д"Аламбер (1717-1783) — французский математик, механик и философ-просветитель, иностранный почетный член Петербургской АН (1764). В 1751-57 вместе с Дени Дидро редактор «Энциклопедии». Сформулировал правила составления дифференциальных уравнений движения материальных систем (см. ниже Д"Аламбера принцип). Обосновал теорию возмущения планет. Труды по математическому анализу, теории дифференциальных уравнений, теории рядов, алгебре.

Д"Аламбера принцип: если к фактически действующим на точки механической системы силам и реакциям наложенных на нее связей механических присоединить силы инерции, то получится уравновешенная система сил. Д"Аламбера принцип позволяет применить к решению задач динамики более простые методы статики. (1743).

Происхождение. Образование

Д"Аламбер был незаконнорожденным отпрыском знатных родителей. Его мать, маркиза де Тансен, отказалась от него уже через несколько часов после того, как произвела его на свет. Он был найден в деревянном коробе на ступенях парижской церкви Сен-Жан-ле-Рон и поэтому при крещении получил имя Жан Ле Рон (Лерон). Его отец, шевалье Луи-Камю Детуш-Канон, генерал-лейтенант французской артиллерии, передал малыша на воспитание жене стекольщика. Он заплатил за его обучение в небольшом частном пансионе Берэ, а затем — в янсенистском коллеже Катр Насьон, в который юноша поступил в 1730.

Блестящие успехи в учебе привлекли к нему внимание наставников, рассчитывавших, что столь возвышенный ум изберет церковную карьеру. Однако Жан Лерон Д"Аламбер не оправдал их ожиданий. Получив в 1735 степень магистра искусств, он занялся правом. В 1738 он закончил в Париже юридический факультет, затем в течение нескольких месяцев посещал занятия на медицинском факультете, но разочаровался в медицине, как прежде в теологии и юриспруденции. Наконец, в 1739 он нашел свое призвание — математику.

Математик и физик

В 1741 Жан Лерон Д"Аламбер представил парижской Королевской Академии наук свои первые сочинения и был принят в качестве ассистента. Его знаменитый «Трактат о динамике» (1743) впервые сформулировал законы движения и способствовал систематизации классической механики. На следующий год он опубликовал «Трактат о равновесии и движении жидкостей» (1744). Эти работы принесли ему успех, и уже в 1746 он стал членом-корреспондентом Академии наук.

Примерно в тоже самое время Д"Аламбер начал посещать парижские салоны. Остроумие, умение поддерживать живую и занимательную беседу делали Д"Аламбера повсюду желанным гостем, несмотря на его тонкий голос, малый рост, заурядную внешность и «незаконное» происхождение.

Следующие десять лет были самыми плодотворными в его жизни. Жан Лерон Д"Аламбер опубликовал «Размышления об общей причине ветров» (1747), которые произвели революцию в применении дифференциальных уравнений; «Исследования о предварении равноденствий» (1749), которые способствовали разрешению сложной математической задачи, поставившей в тупик Исаака Ньютона; «Опыт новой теории сопротивления жидкостей» (1752), ставшей этапом в развитии гидродинамики. Затем последовали фундаментальные исследования, обосновавшие теорию возмущения небесных тел (1754-1756). Благодаря этим работам Д"Аламбер приобрел славу одного из выдающихся физиков и математиков своего времени.

Д"Аламбер и «Энциклопедия»

C 1745 Жан Лерон Д"Аламбер принял активное участие в создании «Энциклопедии». Вероятно, он был привлечен к этой работе одним из ее издателей, М. А. Давидом, публиковавшим прежде некоторые его научные труды, а также аббатом Ж. П. Гуа де Мальвом, первым главным редактором «Энциклопедии», увлекавшимся математикой.

Поначалу Д"Аламбер помогал аббату де Гуа, однако уже через два месяца после отстранения последнего (в октябре 1747) он вместе с Дени Дидро возглавил издание. В «Предварительном рассуждении», открывавшем первый том, Д"Аламбер обосновал методологическую плодотворность эмпиризма и сенсуализма для прогресса наук и ремесел. Отвечая за разделы по математике, физике, астрономии и музыке (только из под его пера вышло около 1600 статей), Жан Лерон Д"Аламбер написал и такие статьи, как «Коллеж» и «Женева», укрепивших репутацию «Энциклопедии» как грозного оружия борьбы со старым порядком.

Работая над «Энциклопедией», Д"Аламбер опубликовал «Элементы музыкальной теории и практики, вытекающие из принципов г-н Рамо» (1753), популяризировавшие и развивавшие теорию музыкальной гармонии Ж. Ф. Рамо. Затем вышли его многотомные «Размышления о литературе. истории и философии» (1753). Таким образом, Д"Аламбер составил себе имя и в литературе, и в теории музыки, а известность его вышла далеко за рамки научных кругов. В 1754 при поддержке влиятельной маркизы Дю Деффан Жан Лерон Д"Аламбер был избран членом Французской Академии.

Однако некоторые произведения Жана Лерона Д"Аламбер доставили ему не только почести, но и немало хлопот. Несмотря на то, что Д"Аламбер в своих энциклопедических статьях и других работах в целом высоко оценивал творчество Рамо, этот композитор в 1755 опубликовал критические замечания на статьи «Энциклопедии», посвященные музыке. Д"Аламбера часто обвиняли и в том, что его статьи подрывают основы религии. Он собирался покинуть издание еще в 1752, но решился на это лишь в 1758-59: после публикации в 7 томе (1757) статьи «Женева», написанной по совету Вольтера, на него обрушился шквал критики — как со стороны кальвинистов, так и католиков. Уход из «Энциклопедии» ухудшил и без того непростые отношения Д"Аламбера с Дидро. Впрочем, в 1759 он вернулся в «Энциклопедию», но лишь как автор естественнонаучных статей; главной причиной его возвращения была постоянная нужда в средствах.

Д"Аламбер и просвещенные монархи Европы

Финансовое положение Жана Лерона Д"Аламбер стало улучшаться в середине 1760-х годов. С 1765 он стал регулярно получать стипендию Академии наук. Его доходы пополнялись авторскими гонорарами, пенсионами от Людовика XV и Фридриха II, а также унаследованной от отца пожизненной рентой и ежегодной рентой, выплачиваемой ему хозяйкой известного парижского салона мадам Жоффрен.

Примерно в это же время Д"Аламбер, заботясь о своей независимости, отклонил два чрезвычайно заманчивых предложения. Первое исходило от Фридриха II. Жан Лерон Д"Аламбер познакомился с ним в 1755, хотя его научные труды получили признание в Пруссии еще раньше: в 1746 «Размышления об общей причине ветров» были удостоены премии Берлинской Академии наук и изящной словесности. С 1752 Фридрих II неоднократно пытался пригласить Д"Аламбера в Пруссию в качестве президента этой Академии, но тот регулярно отказывался. В результате с 1760 между ними завязалась знаменитая переписка, продолжавшаяся до смерти ученого. Д"Аламбер был весьма высокого мнения о прусском монархе, восхвалял его в своих сочинениях, а в 1763 гостил у него при дворе в течении трех месяцев.

Едва взойдя на престол в 1762, Екатерина II попросила Д"Аламбера заняться воспитанием ее сына и наследника Павла, предложив ему громадный годовой оклад в 100 тыс. ливров (от французского и прусского королей он получал ежегодно по 1200 ливров). Д"Аламбер ответил отказом, объяснив, что предпочитает скромно жить у себя на родине, чем наслаждаться роскошью на чужбине. Отказав Фридриху и Екатерине, Д"Аламбер, тем не менее, возлагал все надежды на обновление Европы именно на просвещенных монархов, поддерживаемых интеллектуальной элитой. Вместе с тем он с равным недоверием относился к аристократии, духовенству и народным массам.

Личная жизнь

Жан Лерон Д"Аламбер отказывался покинуть Париж из-за своей связи с Жюли де Леспинас, компаньонкой маркизы Дю Деффан. Их отношениям не помешала ни разница в возрасте (Д"Аламбер был на 15 лет старше), ни ревность мадам Дю Деффан. Однако Жюли не всегда была верна Д"Аламберу. В 1764 мадемуазель де Леспинас основала свой собственный салон.

Последние годы. Смерть Жана Лерона Д"Аламбера

Обремененный тяжкими недугами, переживая измены, а затем и смерть своей возлюбленной (1776), Жан Лерон Д"Аламбер на протяжении 1770-х годов постоянно находился в болезненно возбужденном состоянии. Последние годы жизни Д"Аламбера были связаны с Французской Академией. В 1772, несмотря на сопротивление Людовика ХV, он был избран ее непременным секретарем. Произнесенные им в стенах Академии речи показывают, что он считал это учреждение важным оплотом борьбы с невежеством.

Скептически относясь к религии на протяжении всей жизни, Жан Лерон Д"Аламбер встретил смерть 29 октября 1783, в Париже, не изменив себе, и отказался от последнего причастия. Парижский архиепископ запретил служить по нем заупокойную службу.

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

Д’АЛАМБЕР ЖАН ЛЕРОН

(1717 г. – 1783 г.)

«Философ – это такой странный человек, который лишает себя при жизни всего, работает как вол с утра до вечера, и все для того только, чтобы о нем говорили после его смерти».

Мадам Руссо, приемная мать Д’аламбера


Трудно сказать, насколько слова, взятые нами в качестве эпиграфа, непосредственно касались самого Жана Лерона Д’аламбера. Но если подобные рассуждения имели место – они не оказались напрасными. О Д’аламбере сказано и написано многое, чему способствовал не только его большой вклад в развитие науки, но и особенности биографии: ученый прожил очень насыщенную жизнь, многие события которой были похожи на приключенческий роман. И даже начало этой жизни было овеяно ореолом романтичности. При таких обстоятельствах очень трудно удержаться в стиле научно-популярного повествования 1717 года. Итак…

Ночь с 16 на 17 ноября 1717 года. Ненастье, дождь, холодный пронзительный ветер. Негромкие шаги полицейского, совершающего обход. Вдруг в эту унылую симфонию вплетается новый звук: сначала еле слышно, а затем сильнее и сильнее. Это детский плач. Он доносится со стороны церкви Сен-Жан-ле-Рон. Подойдя ближе, полицейский увидел то, что и ожидал: на ступенях церкви в деревянном коробе лежал подкидыш. В участке, куда был доставлен ребенок, провели короткое и малоэффективное расследование. Кружевные пеленки и дорогое одеяльце говорили о том, что преступная мать в средствах не нуждалась. Но никаких следов, позволяющих установить происхождение малыша, не было. Ребенка определили в приют для бездомных и дали имя от названия церкви, возле которой он был найден: Жан Лe Рон (Лерон).

Со временем тайна происхождения мальчика раскрылась. Вскоре в приюте объявился шевалье Луи-Камю Детуш-Канон – генерал-лейтенант французской артиллерии. По его заинтересованности в дальнейшей судьбе мальчика стало понятно, что именно шевалье и является отцом ребенка. Он забрал Жана из приюта и отдал на воспитание в семью стекольщика Руссо. Матерью будущего ученого оказалась маркиза де Тансен, известная авантюристка и писательница. Именно она приняла решение избавиться от ребенка: во время его рождения Детуша не было в Париже. Кстати, последний весьма серьезно относился не только к воспитанию своего незаконнорожденного отпрыска, но и к своей связи с маркизой де Тансен, которой неоднократно предлагал замужество. Но ветреная и жестокосердная красавица всякий раз отказывала. Позднее Д’аламбер не захотел признать ее своей матерью.

Детуш позаботился о том, чтобы его сын получил солидное образование. Сначала Жан учился в частном пансионе Берэ. В 1726 году шевалье умер, оставив своему отпрыску годовой доход в 1200 ливров. Семья Детуша продолжала опекать мальчика. В 12 лет его отдали в янсенистский коллеж Катр Насьон (коллеж Мазарини). Здесь мальчик был зарегистрирован под именем Жан-Батист Даремберг, но вскоре изменил свое имя на Жан Д’аламбер.

Учился Д’аламбер прекрасно. В 1735 году он получил степень магистра искусств. Его наставники были убеждены, что Жана ожидает блестящая духовная карьера, но юноша все больше и больше проявлял склонность к точным наукам. Тем временем родственники Детуша и приемные родители Жана хотели дать ему профессию, обещающую солидный достаток. Он поступил в Академию юридических наук, но по мере изучения юриспруденции и без того слабый интерес к ней улетучился окончательно. Поэтому, получив в 1738 году звание лиценциата права, Д’аламбер переключился на медицину. К тому времени любовь к математике и физике была у него настолько сильна, что Жан даже попробовал с нею бороться, иначе у него просто не оставалось времени на изучение медицины. Он отнес все свои математические и физические книги к приятелю. Но это не помогло. Точные науки продолжали интересовать юношу буквально против его воли. То та, то иная мысль приходила ему в голову, а для справки нужны были книги. Постепенно библиотека перекочевала обратно, медицина же потеряла, скорее всего, посредственного врача, а физика и математика приобрели блестящего ученого. Уже в июле 1739 года Д’аламбер выступил в Парижской академии наук со своим первым докладом. Удивительно, но, пожалуй, только богословие, юриспруденция и медицина, т. е. науки, которыми Д’аламбер пытался заниматься до того, не вызывали у него интереса. Он изучал философию, литературу, был прекрасным филологом.

В 1741 году Д’аламбера приняли в ассистенты Академии. А вскоре (в 1743 году) он опубликовал великолепный труд «Трактат о динамике», прославивший его имя во всем научном мире. В этой работе были впервые сформулированы общие правила составления дифференциальных уравнений движения любых материальных систем. Также «Трактат о динамике» содержал знаменитый принцип Д’аламбера, ставший одним из основных принципов динамики. Согласно ему, если к заданным силам, действующим на точки механической системы, и реакциям наложенных связей присоединить силы инерции, то получится уравновешенная система сил. Этот принцип позволяет применить к решению задач динамики более простые методы статики. Уже в следующем, 1744 году, Д’аламбер опубликовал «Трактат о равновесии и движении жидкостей». В нем он с успехом применил свой принцип и вывел новую трактовку изучаемых процессов.

В 1746 году Жан Д’аламбер был избран членом-корреспондентом Академии наук. Это событие, а также остроумие и умение держаться в обществе проложили незаконнорожденному молодому человеку дорогу в высшие сферы светской жизни. Он стал посещать парижские салоны, где пользовался неизменной популярностью. Но, несмотря на это новое увлечение, Д’аламбер продолжал много и плодотворно работать. Его «Размышления об общей причине ветров» (1747) получили премию Прусской академии и фактически совершили революцию в применении дифференциальных уравнений. В 1749 году увидели свет «Исследования о предварении равноденствий», в которых Д’аламбер решил сложную математическую задачу, в свое время поставившую в тупик самого Ньютона. «Опыт новой теории сопротивления жидкостей» (1752) стал одним из основополагающих трудов в гидродинамике. С 1754 по 1756 год Д’аламбер проводил исследования, в результате которых обосновал теорию возмущения небесных тел. В 1754 году он был избран членом Академии. Интересен и одновременно несколько печален тот факт, что прославленный ученый стал академиком фактически по протекции, хотя он, безусловно, заслуживал этого звания. Его кандидатуру «продвигала» маркиза Дю Деффан, в салоне которой Д’аламбер был завсегдатаем.

Но постоянными научными изысканиями деятельность Жана Д’аламбера не ограничивалась. В 1745 году он получил предложение принять участие в составлении знаменитой «Энциклопедии». Первоначально он работал помощником аббата Ж. П. Гуа де Мальва, ее первого главного редактора. Затем ему было поручено редактировать некоторые статьи по математике, физике и астрономии. Но к 1747 году он вместе с Дидро фактически возглавил издание «Энциклопедии». Всего Д’аламбер самостоятельно написал порядка 1600 статей, и естественно, что их темы нередко выходили за рамки точных наук. Большую известность получило его «Предварительное рассуждение» – предисловие к первому изданию «Энциклопедии». Знаменитый естествоиспытатель Бюффон назвал «Предварительное рассуждение» квинтэссенцией человеческого знания. Правда, в «энциклопедической» работе Д’аламбера далеко не все было гладко. Во-первых, он обладал отнюдь не ангельским характером и был человеком конфликтным. Его взаимоотношения с Дидро очень быстро стали напряженными. Во-вторых, многие статьи, написанные Д’аламбером, вызвали неоднозначную реакцию общественности. В 1755 году композитор Рамо выступил с весьма жесткой критикой по поводу статей, посвященных музыке. Кроме того, Д’аламбера часто обвиняли в подрыве религиозных основ. Апогея же эти обвинения достигли, когда в 1757 году была опубликована статья «Женева». На автора набросились и протестанты, и католики. В итоге Д’аламбер решил уйти из издания. В 1759 году он, правда, вернулся, но только для того, чтобы писать статьи естественнонаучной направленности, да и то на этот шаг его заставили пойти финансовые трудности.

Несмотря на признание в научном мире и успех в парижском свете, Д’аламбер довольно долго испытывал недостаток средств. Но при этом он не готов был решать эту проблему любым способом. К примеру, Жан получал весьма заманчивые предложения от Фридриха II и Екатерины II. Прусский король неоднократно приглашал Д’аламбера занять пост президента Берлинской академии. С 1760 года между Фридрихом II и Д’аламбером завязалась переписка, которая продолжалась до конца жизни ученого и стала важным источником информации для исследователей. А в 1762 году уже Екатерина II приглашала Д’аламбера переехать в Россию с тем, чтобы заняться воспитанием ее сына Павла. Предложенный годовой оклад в 100 тысяч ливров был поистине фантастическим и во много десятков раз превышал доходы ученого. Но Д’аламбер, по его собственным словам, предпочитал вести скромную жизнь на родине, чем наслаждаться роскошью на чужбине, и поэтому ответил отказом обоим монархам. Тем не менее, он сотрудничал с Прусской академией, состоял в постоянной переписке с Эйлером и регулярно отправлял в Берлин для публикации свои работы, за что получал от Фридриха II пенсию. Разрешению материальных проблем способствовало и то, что с 1765 года ученый стал получать регулярную стипендию Парижской академии. Вместе с рентой, унаследованной от отца, и рентой, которую ему выплачивала хозяйка еще одного известного салона мадам Жоффрен, доходы Д’аламбера стали весьма приличными.

Надо сказать, что не только любовь к родине удерживала Д’аламбера в Париже. Еще одним, и возможно, главным фактором была его роковая страсть к Жюли де Леспинас. Эта особа была компаньонкой маркизы Дю Деффан, затем открыла собственный салон. Жюли была на 15 лет моложе Д’аламбера. Отношения между ними были очень далеки от идеальных. Д’аламбер тяжело переживал измены со стороны своей ветреной возлюбленной. Но, как это часто бывает, страдания и обиды не ослабляли его чувства. В 1776 году Жюли де Леспинас умерла, и Д’аламбер очень тяжело перенес эту трагедию.

С середины 1760-х годов Д’аламбер много болел. Причем, по всей видимости, оставляло желать лучшего не только физическое, но и психическое состояние ученого: на протяжении 1770-х годов он постоянно находился в состоянии болезненного возбуждения. Ученый писал, что болезни мешают ему сконцентрироваться на математике. «Более всего меня досадует тот факт, что геометрия – единственная вещь, которая действительно меня интересует, является одновременно и единственным занятием, которым я не могу заниматься, – писал он Лагранжу в 1777 году. – Вся моя литературная деятельность, хотя она и благосклонно принимается на общественных заседаниях Французской академии, является для меня лишь способом убить время из-за отсутствия возможности заняться чем-либо лучшим». Тем не менее, более не проводя собственных исследований, Д’аламбер продолжал заниматься наукой. С 1772 года он был бессменным секретарем Академии и выполнял огромный объем организационной работы.