«Когда бьют пушки, музы не молчат. Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству ковровских поэтов и писателей фронтовиков

Когда бьют пушки, Музы не молчат. Это утверждение проверено временем. Война всегда отзывалась эхом в душах людей, горечь утраты и радость победы требовали эмоционального выплеска, так рождались стихи и песни. Они писались порой на обрывках обожженной бумаги, в землянках и окопах, в перерывах между боями. Переполненные болью строки выводились слабеющей рукой в блокадном Ленинграде. Некоторые передавались из уст в уста. Так было со стихотворением Михаила Светланова «Жди меня». Так было с песней «Вставай, страна огромная», написанной в первые дни войны и моментально облетевшей весь Союз, ставшей гимном сопротивления врагу. Стихи и песни в военное время выполняли не меньшую роль, чем вся советская политическая пропаганда. Они поднимали боевой дух и заставляли идти в бой эффективнее, чем заградотряды. Они были искренними. Но что же с ними сейчас, как сложилась судьба стихов о войне в мирное время?

Достаточно открыть школьный учебник литературы, чтобы понять плачевную участь гражданской лирики. В школьной программе только «Василий Теркин» в весьма сокращенном варианте. В эпоху перемен чиновники от образования не стали разбираться, что из стихов военного времени отнести к литературным произведениям, а что к творениям той же пропаганды, и исключили из программы все, оставив только классику досоветского периода. Результат можно наблюдать уже сейчас – современный школьник с трудом вспоминает слова «Дня Победы», а ведь эта песня была написана спустя много лет после войны и исполняется ежегодно. Казалось бы, всего лишь стихи. Не так уж и важно для современного человека, живущего в мирное время.

Нет, важно. Важно потому, что в стихах живые эмоции, живая боль, живая история. Можно прочитать параграф в учебнике о войне, узнать расстановку сил, цифры и факты. Но почувствовать, что такое война, понять весь ее ужас, трагедию людей, переживших ее, можно только по художественным произведениям. Именно стихи, песни, фильмы заставляют нас чувствовать. Когда звучит «Бухенвальдский набат», перед глазами проносятся картины немецких концлагерей, и невольно хочется встать, потому что сидя слушать набат невозможно. По силе воздействия не сравнить одну-единственную песню и сотни прочитанных о Бухенвальде книг.

Конечно, есть и светлые моменты в сегодняшней судьбе стихов о войне. Они живут благодаря музыкантам, популярным исполнителям, перепевающим старые военные песни и исполняющим их хотя бы ко Дню Победы. Стало доброй традицией устраивать на Красной Площади или Поклонной Горе концерты с участием молодых музыкантов и групп, поющих «фронтовой репертуар». Они глашатаи для новых поколений, к ним молодежь, не признающая авторитетов, прислушивается быстрее и охотнее, чем к учителям и даже ветеранам. Это реальность, пускай не самая обнадеживающая. Но главное, что стихи о войне живут, исполняются, продолжают поражать своей пронзительностью, искренностью, эмоциональностью. А значит, живет и память.

«Когда бьют пушки, музы не молчат»

4 апреля в Невинномысском филиале Центра «Поиск» прошёл поэтический конкурс художественного чтения стихотворений о войне, посвящённый 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне на тему «Когда бьют пушки, музы не молчат».

В конкурсе приняли участие учащиеся групп бР9/1, бР10/1,бР11/1 ОЗФО отделения «Русский язык. Культура речи». Нежно и проникновенно ребята прочитали стихотворения поэтов-фронтовиков, поэтов-современников о трагических, героических страницах нашей истории.

Никого не оставили равнодушными выступления конкурсантов. Со слезами на глазах дети и взрослые слушали выступавших. Ребята подготовили информацию об авторах, об истории создания поэтических произведений. Стихотворения были представлены в сопровождении гитары, классической музыки, видеосюжетов.

Жюри очень трудно было выбрать победителей. Ими стали:

1 место - Будякова Виктория и Цикужиева Заира;

2 место - Лапотентова Татьяна, Шаповалов Антон, Качанов Михаил;

3 место - Ермакова Анастасия, Карамян Виктория, Чапля Оксана.

Участников переполняли эмоции и яркие впечатления. Вот некоторые из них:

«Получила сильные впечатления! Считаю, что такие мероприятия помогают поколениям, выросшим после войны, приблизиться к тем страшным событиям, прочувствовать ту боль и ужас» (Чапля Оксана);

«Мероприятие, посвященное победе нашего народа в Великой Отечественной Войне, вызвало шквал эмоций и аплодисментов. Слезы, восторг, радость, разочарование. Благодаря таким мероприятиям мы никогда не забудем великий подвиг наших предков» (Забудская Виктория);

«Мне безумно все понравилось, эмоции переполняли меня. Спасибо всем, кто организовал это мероприятие» (Циркунов Игорь);

«Конкурс произвёл на меня огромное впечатление. Погрузившись в эту атмосферу, я чувствовала, как каждый из ребят старался передать свои эмоции. Стихотворения были прочитаны так эмоционально и выразительно, что их нельзя было слушать без слез. Слезы скорби, боли и сопереживания были на глазах, и взрослых, и детей. Спасибо большое за мероприятие!» (Будякова Виктория).

Тип урока: урок-композиция.

  • дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны;
  • показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;
  • произвести анализ лирического произведения.

Оборудование урока: мультимедийная презентация по теме урока, включающая в себя слайд-шоу, музыкальное сопровождение (песни военных лет), грамзаписи стихов поэтов-фронтовиков.

Примечание:

  1. По техническим требованиям условий участия в фестивале презентация была упрощена и уменьшена до 9 слайдов (для урока использовалось 17 плюс три звуковых файла).
  2. Материал можно использовать для проведения внеклассного мероприятия.

Ход урока

На рассвете 22 июня 1941 года, когда вся страна ещё спала, гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война.

Подвиг Советского народа в годы войны стал также и подвигом литературы. Поэзия воюющего народа опровергла известную поговорку: “Когда говорят пушки, музы молчат”.

В первые дни войны число писателей-фронтовиков достигло двух тыс. Более трёхсот из них не вернулось с полей сражения (Аркадий Гайдар, Мусса Джалиль). Фашизм занёс руку и на будущее советской литературы: на войне погибли десятки молодых талантливых писателей – Николай Майоров, Григорий Суворов, Павел Коган и мн. др.

И не случайно то, что мы литературу военных лет выделяем отдельно, отводим ей особое место.

Для самых первых стихов о войне характерна грозная речь, суровость интонаций. Отчётливо выступает плакатная образность стихов, жанр стихотворения-листовки. Наглядным примером может служить “Священная война” В.Лебедева-Кумача. (Звучит песня)

Сила этого произведения рождена временем, героическим порывом страны, вставшей на бой с фашизмом. В этом стихотворении голос души народа.

Вслед за “Священной войной” появляется “Песня смелых” Алексея Суркова. Её ритм совсем иной – напряжённый, торопящий человека в бой, зовущий в поход:

Песня – крылатая птица –
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

“Песня-птица” - это сравнение подтвердилось жизнью. Песню, а точнее стихи, только что написанные, пели на всех фронтах, облетая войска, она оставалась в сердцах, а затем, в письмах, возвращалась в тыл. Но, можно сказать, уже иная, выстраданная, прошедшая через солдатскую душу. Именно она – “солдатская душа” - стала героем лирики Алексея Суркова.

В этом особенность его поэзии.

Поэт с первого дня войны (с 26 июня) уже на фронте. Официально А.Сурков – военный корреспондент газеты западного фронта “Красноармейская правда”. Он, как участник всех сражений, перенёс и горечь отступлений, и тяжесть оборонительных боёв. Эти слова можно отнести ко всем поэтам-фронтовикам (Константину Симонову, Александру Твардовскому, Юлии Друниной). Поэты видят страдания народа и призывают (чаще в открытой форме) бить врага – это “Бей врага” Веры Инбер, “Убей его!” К. Симонова. Та же тема трактовалась, и более глубоко, в творчестве А.Суркова. Наиболее характерным является стихотворение “Человек склонился над водой”, написанное в 1941 году. Поэт рисует человека, не уточняя, кто он:

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьём он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он бою жесток? (пауза)

Но не только призывы к защите родины, к уничтожению врага были темой военной поэзии. Именно в те годы появляются нежные, искренние стихи о любви, о верности, о счастье. Именно любовь бережёт солдата от пули, от смерти, она согревает в “холодной землянке”. Эта тема выявляется в стихотворении Суркова “Землянка” 1941гг.

Алексей Сурков говорил о своей песне: “А родилась эта песня случайно… Это были 16 “домашних” строк из письма к жене. А написал я их в конце ноября, после тяжёлого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришёл в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить “чего-нибудь, на что можно написать песню”. И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте…”

(Звучит песня)

Тема “заплутавшего” среди войны счастья не оставила поэзию, тема ожидания “всем смертям назло”. Именно так она трактуется у Константина Симонова (например, стихотворение “Жди меня”).

В его творчестве периода войны широко освещена тема Родины, русской матери. Наглядным примером является стихотворение “Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…”, написанное в том же 1941 году. Автор выбирает форму стихотворения-посвящения А.Суркову. Повтор заглавной строки даёт возможность воссоздать картину народной трагедии путём воспоминаний, связанных с отступлением войск. Именно тогда автор впервые узнал “дорожную тоску”. Отступление тяжело переживается всеми. Но русская душа великодушна к своим воинам, поэтому и появляются слова старухи “покуда идите, мы вас подождём”…

Поэзия укрепляла душу человека, и стихи создавались не только на фронте. Голосом блокадного Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц.

Позже она вспоминала:

“Я думаю, что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, ели живые ленинградцы”. Поистине – величие русского духа – способность людей, испытывающих такие физические и нравственные терзания, отзываться на поэзию, на искусство.

Именно Ольге Берггольц принадлежат слова, ставшие известными всему миру, высеченные на граните мемориального Пискарёвского кладбища в Петербурге:

Никто не забыт, и ничто не забыто!

Уходили на войну и ваши сверстники. И сегодня мы вспомним имя ещё одного поэта-фронтовика, вернее поэтессы, Юлии Друниной.

Стихи: “Бинты”, “И откуда вдруг берутся силы…”

Слова А.Твардовского.

Фон – вечный огонь. Минута молчания.

Литературная гостиная «А музы не молчали…»

Открытый урок литературы в 7 «А» классе.

Учитель Трофимова Е.Л., ВКК

Тема урока : Стихи и песни поэтов 20 века о Великой Отечественной войне.

Цели урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями; помочь почувствовать пафос поэзии военных лет, развивать навыки выразительного чтения; способствовать развитию эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образного обобщения; формировать эстетическое восприятие средствами литературы.

Оборудование : компьютер, медиапроектор, экран, выставка книг о В.О. войне.

Эпиграф к уроку:

Смолкали музы, слушая войну,

Е. Нефёдов.

Ход урока:

    Организационный момент:

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости!

Просмотр видеоролика о войне (слайд 1)

Прошла война,

Прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

    Слово учителя: Слайд 2

Сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён поэзии Великой Отечественной войны. В этом году наша страна отметила 70-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. С каждым годом всё меньше остаётся в живых очевидцев тех страшных событий. Всё чаще мы обращаемся к литературе и искусству военных лет, которые правдиво рассказывают о мужестве и подвигах простых солдат, защищавших свою Родину ценой собственной жизни. Сегодня мы познакомимся с произведениями литературы и музыки времён Великой Отечественной войны. И попробуем ответить на вопросы: Какое значение имели произведения литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны? Какое значение имеют эти произведения для нас, «наследников» Великой Победы?

Великие события остаются в памяти людей благодаря творчеству поэтов, композиторов. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сейчас, сегодня. Перед вами выставка книг о Великой Отечественной войне, где представлена в основном поэзия этих лет. Эти книги вы можете прочитать в нашей школьной библиотетке.

Слайд 3. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова из песни Е.Нефёдова:

Так было на планете в старину,

Смолкали музы, слушая войну,

Но в наши дни молчание преступно…

Пускай они звучат, пускай в сердцах стучат.

Когда бьют пушки, музы не молчат.

Поэзия воюющего народа опровергла пословицу: “Когда говорят пушки, молчат музы”. С первых дней войны появились десятки новых песен и стихов, большинство из которых сразу же “ушли на фронт”. Песни и стихи распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

Сегодня мы расскажем вам о поэтах военного времени, об их песнях и стихах. Многие из них не вернулись с этой страшной войны, но их творчество останется навеки в нашей памяти…

1 ведущий : Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей…

Слайд 4.

2 ведущий : Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Это было 22 июня 1941 года. Война… В этот день писатели Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг.

Слайд 5.

1 ведущий : С краткими речами выступили А. Фадеев, В.Жаров, И. Уткин, В. Лебедев-Кумач. «Писатели Советской страны, - заявил Фадеев, - знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Слайд 6.

2 ведущий : Уже на третий день по всей стране, как призыв, звучала песня на стихи Лебедева-Кумача «Священная война». Прозвучавшая с чеканной простотой и силой, выразившая общее настроение и чувство, эта песня-присяга, песня-гимн сразу была взята на вооружение армией и народом и в течение четырех лет бессменно служила делу борьбы и победы

(звучит грамзапись песни).

1 ведущий: Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше четырехсот не вернулись назад.

2 ведущий: Слайд 7. Священна память о павших. Но как мало мы знаем о людях, сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины! Знаем ли мы, помним ли мы о поэтах, талант которых убила фашистская пуля?.. Слайд 8.

Чтецы 1-5 (стихотворение А. Екимцева "Поэты"):

1. Где-то под лучистым обелиском,

От Москвы за тридевять земель,

Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,

Завернувшись в серую шинель.

2. Где-то под березою прохладной,

Что мерцает в лунном далеке,

Спит гвардеец Николай Отрада

С записною книжкою в руке.

Слайд 9.

3.И под шорох ветерка морского,

Что зарей июльскою согрет,

Спит без пробужденья Павел Коган

Вот почти уж шесть десятков лет.

4. И в руке поэта и солдата

Так вот и осталась на века

Самая последняя граната -

Самая последняя строка.

Слайд 10.

5. Спят поэты - вечные мальчишки!

Им бы завтра на рассвете встать,

Чтобы к запоздавшим первым книжкам

Предисловья кровью написать!

1 ведущий:
Имена... Имена... Имена... Все молодые, талантливые, преданные Родине и поэзии. Ведь что ни фамилия, что ни строчка - то молодая, оборванная войной жизнь. 2 ведущий:
Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, писавшего даже в гитлеровском застенке. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это звание присвоено и Борису Котову, погибшему в боях при форсировании Днепра.

1 ведущий: Другие не удостоились этого звания, но они и без звания были Героями: под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убит в боях под Смоленском Борис Богатков, под Киевом погиб Борис Лапин, в боях под Смоленском убит Николай Майоров, в боях под Сталинградом погиб Михаил Кульчицкий. 2 ведущий:
Пусть им не поставлены памятники. Разве в этом дело? Главный памятник, главный обелиск им всем - это их поэзия. Вчитаемся в стихи повнимательнее: за ними живые, трепетные души тех, кто ушел «не долюбив, не докурив последней папиросы»…

Чтец 6 читает стихотворение Н. Майорова «Есть в голосе моем звучание металла»: Слайд 11

Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.

Не все умрет. Не все уйдет в каталог.

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли.

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Чтец 7 (читает стихотворение М. Джалиля «Если жизнь проходит без следа…») Слайд 12.

Если жизнь проходит без следа,

В низости, в неволе, что за честь!

Лишь в свободе жизни красота!

Лишь в отважном сердце вечность есть!

Если кровь твоя за Родину лилась,

Ты в народе не умрешь, джигит,

Кровь предателя струится в грязь,

Кровь отважного в сердцах горит.

Умирая, не умрет герой –

Мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не смолкло на устах.

Работа по учебнику (стр. 193-195) Чтение стихотворений.

Учитель: Слайд 13 .Они уходили на войну совсем молодыми, некоторые прямо со школьной скамьи, «недолюбив, недокурив последней папиросы…» Молодые лирики огненных лет, сильные, жизнелюбивые, мечтавшие о горячей и чистой любви, светлой жизни на земле.Их жизнь оборвалась на фронте, но остались стихи – обещания яркой и творческой жизни.

Видеоролик «До свидания, мальчики…»Слайд 14.

1. Ведущий. Многие поэты, принимали участие в армейской печати, они были военными корреспондентами, а также командирами, политработниками и рядовыми бойцами. Слайд 15 .

2.Ведущий. Среди них - Александр Твардовский, Иосиф Уткин, Михаил Светлов, Константин Симонов, Сергей Орлов, Юлия Друнина, Михаил Львов, Давид Самойлов, Семен Гудзенко, Булат Окуджава и другие.

1. Ведущий :Слайд 16. Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина . Поэт в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.( читает стихотворение «На улице полночь…»,тихо звучит музыка)

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!
…Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома – и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И Родину слышишь,

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью.

И в дом только радость войдет.

2.Ведущий . Слайд 17.Константин Симонов с началом войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

1.Ведущий . Поколение 40-х прошло страшную войну: страдания и смерть. Но люди не переставали быть людьми. Конечно, научились ненавидеть, но не разучились любить. Любовь и верность были так необходимы солдату. Символом веры, надежды, любви стало стихотворение Константина Симонова «Жди меня и я вернусь». Слайд 18.

Чтец 8. «Жди меня» К. Симонов(звучит тихо музыка)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин
души...
Жди и выпить заодно с ними
не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло!"
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1 ведущий: Стихи Симонова знали все – на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, особенно охотно – во фронтовых. Их читали по радио и с эстрады. Их посылали в письмах с фронта и на фронт. В те годы не было человека, который не знал бы «Жди меня».

2 ведущий: Слайд 19. В стихотворении Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» с большой поэтической силой выражены думы и чаяния воина в горькую пору отступления. Ведь без дум и забот о судьбе Отчизны, без любви к ней человеческая жизнь неполна, как бы ни блистала она молодостью сил и кипением чувств.

1.Ведущий. Слайд 20. Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.

2 Ведущий: Слайд 21. Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.

Чтецы 9-10:

Первый солдат:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне.

Делу время, час забаве,

Дорог Теркин на войне.

Второй солдат (образ Василия Теркина):

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял:

Не унывай!

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы - не помрем.

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали - все вернем.

(Садятся на стулья и пишут письма)

1 ведущий: Слайд 22. В передышках между боями, тёмными тревожными ночами бойцы пишут письма, вспоминают о родном доме, семье и тихо, вполголоса поют…

Одной из популярных песен в годы войны была “Землянка” на стихи Алексея Суркова.(Слайд 23.) Он участвовал в боях под Истрой, попал на минное поле, чудом остался жив... А ночью сидел у огня в землянке и писал письмо жене. Позже эти стихи были напечатаны в гарнизонной газете, Константин Листов сочинил к ним музыку, так родилась песня...

Исполнение песни «В землянке»(2 мин.)

Слайд 24.

2.Ведущий. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Говорят, у войны «не женское лицо», но женщины помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками, медсёстрами… Они были солдатами. Юлия Друнина… Ольга Берггольц… Анна Ахматова…Слово их тоже было оружием.

Слайд 25.

Чтец 11. Ю. Друнина

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -

То юность моя в огне...

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Слайд 26.

Чтец 12:Ольга Берггольц “В Госпитале”.

Солдат метался: бред его терзал.

Горела грудь. До самого рассвета

Он к женщинам семьи своей взывал,

Он звал, тоскуя: – Мама, где ты, где ты? –

Искал ее, обшаривая тьму...

И юная дружинница склонилась

И крикнула – сквозь бред и смерть – ему:

Я здесь, сынок! Я здесь, я рядом, милый!–

И он в склоненной мать свою узнал.

Он зашептал, одолевая муку:

Ты здесь? Я рад. А где ж моя жена?

Пускай придет, на грудь положит руку.–

И снова наклоняется она,

Исполненная правдой и любовью.

Я здесь,– кричит,– я здесь, твоя жена,

У твоего родного изголовья.

Я здесь, жена твоя, сестра и мать.

Мы все с тобой, защитником отчизны.

Мы все пришли, чтобы тебя поднять,

Вернуть себе, отечеству и жизни.–

Ты веришь, воин. Отступая, бред

Сменяется отрадою покоя.

Ты будешь жить. Чужих и дальних нет,

Покуда сердце женское с тобою.

1.Ведущий: Слайд 27. Великая Отечественная война застала Анну Андреевну Ахматову в Ленинграде. Она мужественно встретила всенародное горе и испытывала чувство глубокого патриотизма. Вот почему Ахматова в первые дни нашествия фашистов на Советский Союз обратилась ко всем женщинам Родины со словами клятвы:

2 Ведущий:

И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.

Стихотворение было написано в 1941 году в Ленинграде. Анна Ахматова верила в Победу, звала народ к Победе. В феврале 1942 года, когда фашистская армия рвалась на юг и юго-восток, когда Ленинград находился в кольце осады, на страницах «Правды», рядом с военными сводками и фронтовыми корреспонденциями, появилось подписанное А.Ахматовой стихотворение «Мужество». Слайд 28.

Чтец «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

1.Ведущий

Слайд 29. С первых дней войны песни Михаила Васильевича Исаковского стали постоянными друзьями и спутниками солдат. Тогда в полную силу зазвучали «До свиданья, города и хаты», «Прощание» («Дан приказ: ему - на запад») – песни, с которыми уходили наши воины на фронт, «Огонёк» - песня, с которой провожали в сражения солдат, «Ой, туманы, мои растуманы» - песня, с которой партизаны шли выполнять боевые задания.

Учитель: Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что крепила армейскую дружбу. Знали люди, что война - это пропасть, гибель. Но матери, жёны, сестры ждали своих фронтовиков, ждали, даже если приходила похоронка, надеялись и писали письма.

Письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша, героиня песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Говоря современным языком, это многолетний музыкальный «хит». Песня «Катюша» была написана в конце 1930-х годов, когда ещё никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность. «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни - всё то, что пытался разрушить беспощадный враг. В годы Второй мировой войны песня приобрела особое значение за пределами нашей родины. В Италии «Катюша» стала гимном партизан, во Франции её пели бойцы отряда Сопротивления, а в Японии был создан клуб любителей русской песни, который так и назывался - «Катюша». А когда в 1943 году на фронте блестяще проявил себя гвардейский реактивный миномёт, получивший это же ласковое название - «катюша», песня стала символом Победы. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Композиция становилась ещё ближе и нужнее народу. Катюша проводила милого на войну, а потом и сама ушла в партизанский отряд, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, счастье. (звучит песня «Катюша»)

2.Ведущий: Слайд 30.

Песня военных лет… Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны. Песня делила вместе с воином и горести, и радости, песня помогала переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы. Стихи и песни вели в бой. Они помогали народу выстоять и победить. И помогли. И победили!

1. Ведущий: Слайд 31.

Но сколько бы лет ни прошло со дня нашей Победы, стихи той поры останутся в строю. И долго будут жить, не старея, вдохновенные строки стихов, которые окрыляли в годы войны душу солдата.

Учитель: Слайд 32. И мы с вами не должны забывать, какой ценой завоёван мир, не должны забывать тех, кому обязаны своей жизнью. Забыть прошлое – значит, предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если память каждого человека, погибшего во второй мировой войне почтить минутой молчания, мир молчал бы 50 лет!!!...Вечная память павшим героям – солдатам, сержантам, офицерам. Склоним головы перед их беспримерным подвигом.

Слайд 33 .

Зажигаем свечи. «Минута молчания». Метроном

Слайд 34.

Группа чтецов: Реквием Рождественского.

1. Помните!

Через века, через года,-

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда,-

помните!

2. Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно достойны!

3. Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте достойны!

4. Люди!

Покуда сердца стучатся,- помните!

Какою ценой

завоевано счастье,-

пожалуйста, помните!

5. Песню свою

отправляя в полет, - помните!

О тех, кто уже никогда

не споет,- помните!

6. Детям своим

расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям детей

расскажите о них,

чтобы тоже запомнили!

7. Во все времена

Бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам

ведя корабли,-

о погибших помните!

8. Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет

никогда,-

заклинаю,- Помните!

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание:1 вариант: письменно ответить на вопрос: «Какое значение имели произведения литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны?»; 2 вариант: стр. 196 задание1,2.

Сегодня в общественной организации «Милосердие и порядок» на Добросельской, 2г состоялся классный час «Когда бьют пушки, музы не молчат!», посвященный культуре и искусству Великой Отечественной войны. Более 150 учеников начальных классов школ Владимирской области стали гостями встречи.

Мероприятие прошло в рамках программы «Гордись страной, расти патриотом!», которую уже 15-год реализует в регионе депутат Госдумы, председатель ВПОО «Милосердие и порядок» Григорий Аникеев. Для детей и подростков регулярно проводятся классные часы, форумы, краеведческие конкурсы, экскурсии по уникальному кафе-музею «Гжель», социальной пекарне, в единственном в России бесплатном кинотеатре «Милосердие и порядок» проходят кинопоказы картин нравственно-патриотической тематики. В год празднования 70-летия Великой Победы по инициативе депутата Госдумы Григория Аникеева разработана целая система мероприятий для жителей области разных возрастов.

На классном часе четыре команды школьников путешествовали по станциям, где познакомились с кинематографом, театральным искусством, композиторами, поэтами, артистами, художниками и картинами времен Великой Отечественной войны. А также они узнали о моде и отдыхе в мирные часы тех лет. Еще ученики вместе исполнили военные песни, нарисовали агитационные плакаты, а также посмотрели постановку театральной студии «Ваганты».

Последние новости:

Главврачом больницы № 2 города Владимира стал врач приемного отделения БСП

Депутаты Совета народных депутатов администрации города Владимира обсудили кандидатуру для назначения на должность главного врача ГБУЗ ВО «Городская больница № 2 г. Владимира». Департамент здравоохранения администрации Владимирской области предложил для согласования народными избранниками кандидатуру…

Парламентарии ответили областной администрации о вето губернатора

На июньском заседании Заксобрания Владимирской области был принят закон, по которому распределением бюджетных субсидий муниципалитетам будет заниматься не губернатор, а парламент. Глава региона наложил на закон вето, отправив его на доработку. Однако депутаты Законодательного собрания планирует это…

«Торпедо» и «Муром» сразятся за кубок России

Во Владиимре пройдет 1/128 финала Кубка России по футболу. Соперником черно-белого Торпедо станет принципиальный соперник - ФК «Муром». Он назначен на 28 июля. Матч пройдет в 18-00 на стадионе областного центра. Оппонентом победителя владимирского дерби в следующей стадии станет сильнейший из пары «Арарат» - «Коломна».

Это официально - коммуналка подорожала

В 33-м регионе в очередной раз подорожали коммунальные платежи. По словам директора департамента цен и тарифов администрации Владимирской области Марии Новоселовой, повышение находится в пределах инфляции - 4%. В отличие от прошлого года, когда тарифы повышали дважды из-за повышения ставки НДС, в нынешнем году рост будет лишь один раз.

Житель Владимира за смерть знакомого осужден к исправительным работам

57-летний мужчина признан виновным в причинении смерти по неосторожности. Следствием и судом установлено, что 4 марта мужчина находился на даче в черте города Владимира, где встретил знакомого. Общение они продолжили в дачном доме, распивали спиртное, разговорились об охоте.