Можайское благочиние. Собор святого януария в неаполе Масоны и иллюминаты

Родился в Неаполе . Был епископом Беневентийским . Схвачен во время гонения при Диоклетиане и приведен на суд к правителю Кампании (Средняя Италия) Тимофею.

За твердое исповедание христианской веры святителя по приказу языческого правителя Тимофея растянули на станке и били железными прутьями так, что обнажились кости.

Среди собравшейся толпы были святой диакон Фавст и святой чтец Дисидерий , которые плакали при виде страданий своего епископа. Язычники догадались, что они христиане, и бросили их в тюрьму города Путеолы , ныне итал. Поццуоли вместе со священномучеником Ианнуарием. В той тюрьме находились заключенные ранее за исповедание Христа два диакона, святые Соссий и Прокул , и два мирянина - святые Евтихий и Акутион .

На следующее утро всех мучеников вывели в цирк на растерзание диким зверям, но звери не тронули их. Тимофей объявил, что все чудеса происходят от колдовства христиан, но тут же ослеп и стал взывать о помощи. Кроткий священномученик Ианнуарий помолился об его исцелении, и Тимофей прозрел. Душевная же слепота не оставила мучителя, и он, с еще большей яростью обвиняя христиан в колдовстве, приказал отсечь всем мученикам головы за стенами города .

Имеются письменные свидетельства о почитании Януария и его соратников в Англии и Германии уже в VIII—IX веках.

Мощи святого Януария вначале находились в Итальянском городе Беневенто. Потом в монастыре Монтовержине, там где первоночально хранилась и Туринская плащаница. Там практически мощам не было ни какого почитания и в 1497 году мощи Януария были перенесены на родину святого епископа в город Неаполь .

В Неаполе всё это время оставалась глава святого Януария.

Таким образом, после 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальной терракотовой урне лангобардской эпохи (VI — IX века), завёрнутой в бархатную ткань. Урна с надписью C(orpus ) S(ancti ) Ianuarii Ben(eventani ) Epi(scopi ) в свою очередь находилась в деревянном ларце , а последний — в бронзовом реликварии 1511 года . Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 — 40 лет, ростом около 1,90 м .

Мощи Януария хранятся в крипте Неапольского католического собора названого его именем.

Доступ к мощам святого осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.

Глава святого, помещённая в реликварий — позолоченный серебряный бюст, находится в капелле Сокровищницы святого Януария , пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье , состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:

— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий

Наконец самой известной реликвией святого являются две стеклянных ампулы, содержащие, по убеждению верующих, кровь святого Януария. Первым упоминанием об этой реликвии считается 17 августа 1389 года .

С 1667 года ампулы хранятся за алтарём капеллы Сокровищницы, в нише, закрытой двумя массивными серебряными дверями — даром Карла II Испанского.

Самым известным случаем покровительства Януария считается спасение Неаполя от извержения Везувия в 1631 году , красочно описанное в народных легендах. Поток лавы во время этого извержения направлялся прямо на город. Народ требовал вынести навстречу лаве мощи святого, но архиепископ и «депутаты Сокровищницы», хранившие ключи от ниши с реликвиями, уже бежали, и извлечь реликвии не было возможности. Тогда навстречу потоку лавы направился крестный ход со Святыми Дарами, но и эта процессия не помогла. Тогда молящиеся стали взывать к Януарию, и на их глазах лава остановилась. Этот рассказ как нельзя лучше свидетельствует об уверенности неаполитанцев в безграничной силе их покровителя. В честь спасения Неаполя от извержения установлен особый католический праздник 16 декабря .

Януарий с тех пор считается покровителем города Неаполя.

Известно ещё одно чудо. У женщины в Неаполе умер маленький сын и она обратилась за помощью к Януарию утешить её горе. Женщина взяла икону святого, положила на грудь покойного сына и ОН ВОСКРЕС.



Под престолом мощи святого Януария.


Но самое большое чудо святого Януария состоит в другом. В соборе Неаполя хранится не только голова и тело святого, но и его запекшияся кровь в сосуде собранная на месте казни.

При извлечении ампулы из сокровещницы и помещении её вблизи реликвария с главой Януария кровь в ампуле разжижается. Чудо собирает огромное количество паломников и любопытствующих .

Это чудо проимходит трижды в году, первую субботу мая (день перенесения мощей в Неаполь), 19 сентября (день смерти святого) и 16 декабря (день остановки Везувия).

Известны случаи, когда чудо не совершалось в установленный день; такое событие считается предзнаменованием общественных бедствий. Так в XX веке чудо не произошло трижды: в 1939 году — перед началом Второй мировой войны, 1944 году — перед извержением Везувия, в 1980 году — перед сильным землетрясением с жертвами 3.000 человек. Не произошло чудо и в 1527 году, тогда в город пришла чума и погибло 40.000 человек.

В 2010 году Джузеппе Гераци, профессор факультета биологии Неаполитанского университета имени Фридриха II, после 4 лет исследований пришел к заключению, что в ампуле находится настоящая кровь.

В этот день в центре Неаполя происходит красочное шествие. Кровь святого Иануария иногда становится жидкой сразу, а иногда для этого требуются несколько дней молитв. Однако в мае 1976 года капсула была выставлена в соборе неделю, но чуда так и не произошло. В течение последних 400 лет наблюдалось еще около 80 разжижений помимо упомянутых дат. Отсутствие разжижения считается плохим предзнаменованием.

По-научному наблюдаемое чудо объяснить не удаётся. Темно-красная засохшая жидкость в сосудах может разжижаться до светло-красной, почти бурлящей субстанции. Феномен не зависит от температуры, вес изменяется примерно на 27 г.

Многие скептики ищут объяснения чудес святого Януария, но учёные этот феномен до сих пор не могут объяснить .

Сведения о житии святого Януария содержатся в двух средневековых документах: «Болонских актах» VI—VII веков и «Ватиканских актах» VIII—IX веков. Соглас-но им, будущий святой Януарий родился во второй половине III века в знатном семействе Януариев. Его родовое имя говорило о том, что семья считала своим покрови-телем языческого бога Януса. Однако сам Януарий, когда вы-рос, сделал иной выбор: стал христианином, а со време-нем — и епископом города Беневенто.

Однажды, узнав, что один из его братьев, диа-кон Созий, арестован и содержится в городке Мизено, Януарий с диаконом Фестом и чтецом Дезидерием от-правились, чтобы навестить его в тюрьме. Созий попал за решетку, поскольку боролся с сивиллами — прорицательницами, пользовавшимися большой популяр-ностью среди народа. Жители Римской империи спра-шивали у них совета и получали ответ в стихотворной форме. Поэтому резкое отношение к сивиллам диакона Созия вызывала возмущение среди их сторонников. Януарий выступил с протестом против ареста единомышленни-ка. И хотя против него самого каких-либо обвинений выдвинуто не было, сам факт посещения друга в тюрьме вызвал подозрения у тогдашнего наместника провинции Кампанья Тимофея, который в этом усмотрел заговор. Скорее всего, ему хотелось отличиться перед Диоклетианом — правителем Рима, сильно преследовавшим христиан. В результа-те святому Януарию, без особых оснований, был вы-несен смертный приговор.

Однако умертвить святого палачам удалось отнюдь не сразу. Вначале Диоклетиан приказал бросить его вместе с единомышленниками в горящий очаг, который держали пылавшим в течение трех дней, но Януарий и его дру-зья вышли оттуда невредимыми. Потом его бросили на растерзание диким зверям, и вновь ничего не вышло: звери, словно домашние кошки, начали лизать ноги свя-того. Диоклетиан, видя свое бессилие, в ярости приказал обезглавить святого, а голову спрятать. Но и тут не обошлось без знамений. Палач, который должен был осуществить казнь, внезапно ослеп. Януарий его исцелил. А когда к палачу вернулось зрение, он все же казнил Януария и его соратников.

Кровь святого Януария

Однако семена Христовой веры были посеяны в душах присутствующих при этих событиях. Пятьсот человек, собравшихся посмотреть казнь, уви-дев явные чудеса, совершенные святым, обратились в христианство. Тогда же, после казни, одна из христи-анок по имени Эузебия собрала кровь святого Януария в два со-суда. Это случилось 19 сентября 305 года.

Через несколько дней после казни святой Януарий явился одному из жи-телей Неаполя и сказал, где находится его голова. Когда этот христианин нашел голову Януария, к нему подошла Эузебия с сосудами, содержащими кровь святого. В этот момент успевшая уже засохнуть кровь внезапно вновь стала жидкой. Так произошло чудо, удивляю-щее людей и поныне.

Святой Януарий стал весьма почитаем в Италии, его голова и кровь находятся в кафедральном соборе Неа-поля, в часовне, посвященной чудесному избавлению этого города от чумы в 1526 году.

Священная для итальянцев реликвия хранится в двух стеклянных емкостях, помещенных в цилиндр из сере-бра и стекла диаметром 20 сантиметров. Эти небольшие емкости IV века с кровью святого лежат в металличе-ском шкафу. Более крупный сосуд заполнен кровью на две трети. В меньшем - крови совсем немного. Оба запечатаны очень твердой замазкой, похожей на глину, в том же IV веке. Распечатать их, не повредив, не-возможно, и это делает изучение реликвий очень затруднительным.

В 1389 году, на празднике Вознесения Девы Марии, епископ города впервые продемонстрировал собрав-шимся горожанам священные реликвии. И тут произо-шло неожиданное. Кровь, которая за тысячу с лишним лет почти затвердела, поднесенная к голове святого Януария, снова стала жидкой, как будто недавно вытекла из тела. А потом снова загустела. Так обнаружили, что сгусток крови может изменять плотность и заполнять разный объем в сосуде — ино-гда лишь немного поднимаясь, а иногда заполняя всю емкость. Меняется и цвет крови — от ярко-алого до тем-ного. Процесс перехода вещества из одно-го состояния в другое может занимать самое разное вре-мя — от нескольких секунд до нескольких минут или даже часов.

19 сентября каждого года, в годовщину завершения земной жизни святого Януария, около собора Неаполя собирается множество людей, желающих прикоснуться к этой волнующей тайне. Увидеть чудо своими глазами можно на протяжении следующих восьми дней, пока кровь пребывает в жидком состоянии. Потом на ее по-верхности появляются пузырьки, и она вновь становится сгустком. Это явление также повторяется 16 декабря, когда неаполитанцы отмечают годовщину чудесного из-бавления от извержения Везувия в 1631 году благодаря заступничеству святого, и в субботу, предшествующую первому воскресению мая, — в день перенесения святых реликвий Януария из селения Агро-Марчано в неаполитанские катакомбы. В 2005 году произошло юбилейное чудо — 19 сентя-бря того года исполнилось 1700 лет со дня казни свято-го Януария.

С чем же связано это загадочное явление, происходя-щее в определенные дни года, когда высохшая кровь из-меняет цвет, объем и плотность, внезапно становясь жидкой? Почему засохший комок превращается в кровь независимо от сезона — весной, осенью и зимой, какая бы температура ни стояла в соборе? И, наконец, почему это чудо случается не всегда?

В мае 1979 года кровь святого Януария так и осталась густой, несмотря на то, что капсула была выставлена в соборе целую неделю. Для местных жителей это было дурным предзнаменованием: после подобного случая в 1527 году произошла эпидемия чумы, жертвами кото-рой стали сорок тысяч человек. После же напрасных ожиданий чуда в 1979 году произошло сильное земле-трясение на юге Италии, тогда погибли три тысячи человек. Впрочем, в последующие «неудачные» годы (1981, 1988, ежегодно с 1991 по 1995, 1999, 2004 и 2006 годы), когда собравшиеся в церкви Санта-Кьяра тысячи при-хожан так и не дождались повторения привычного превращения крови, никаких бедствий не последовало.

Чудо святого Януария

Эта история с преобразованием засохшей крови в жид-кость противоречит законам физики и физиологии. Ученые не в состоянии дать объяснение этому феномену, происходящему на протяжении вот уже семнадцати сто-летий, несмотря на многочисленные лабораторные ис-следования. Однако теории звучат разные. Начало исследованиям было положено еще в 1902 году профессором Спериндео, который провел некоторые опыты, не вскрывая сосудов. Ученый установил, что превраще-ние густой субстанции в жидкую не зависит от температуры. Кроме того он провел спектральный анализ вещества и пришел к заключению, что в нем может содержаться оксигенизированный гемоглобин, то есть вещество, со-держащееся в старинных сосудах, действительно соответствует по своему составу крови.

В конце XX века итальянские химики Луиджи Гарласкелли, Франко Рамаччини и Серджио делла Сала вы-двинули более прозаическую теорию: они предположи-ли, что кровь святого Януария изменяет свою вязкость при механическом воздействии, то есть, говоря попросту, от вибрации, которая происходит всякий раз, когда священник достает сосуд с кровью из ящика, где он хра-нится. Это свойство называется тиксотропией. Ученые пришли к такому мнению, исходя из того, что иногда чудо происходило, когда его никто не ждал, не в торжественные дни. Исходя из версии этих исследователей, ни молитвы верую-щих, ни приближение сосуда с кровью к голове Януария совсем не обязательны для свершения чуда.

В качестве эксперимента химики прибегли к модели-рованию похожего вещества. Они синтезировали крас-новато-коричневый гель, который в состоянии покоя густел, а при встряхивании снова становился жидким. Его компоненты оказались довольно простыми и до-ступными людям Средних веков: вода, известковый мел, поваренная соль и хлорид железа. На первых порах уче-ных озадачило наличие железа, однако по ходу дела был установлен источник его происхождения: хлорид желе-за содержится в лаве вулкана Везувий, который расположен неподалеку от Неаполя.

Доктор Маргарита Хак и Луиджи Марколло — уче-ные из Итальянской ассоциации изучения паранор-мальных явлений — пришли к похожему умозаключе-нию: в чаше со времен Средневековья, по-видимому, содержится коллоидный раствор гидроокиси железа FeO(ОН). Внешне он напоминает кровь, а при встряхи-вании этот темно-коричневый, почти твердый гель ста-новится жидким.

Однако подобные объяснения не выдерживают серьезной критики. Пытаясь дать примитивное объяснение поведению крови святого Януария, исследователи не ответили на вопрос: почему веще-ство, синтезированное учеными, превращается в жидкость каждый раз, когда его встряхивают, а кровь Януария становится жидкой далеко не всегда? Под вопросом остается и срок годности продукта, изготовленного учеными: во что он превратится спустя не-сколько сот лет, сможет ли сравниться по долговечно-сти с кровью святого Януария?

Итальянский ученый Гастон Ламбертини, проводив-ший многолетние исследования артефакта, утверждает, что явлению нельзя дать какое-либо научное объясне-ние, и отзывается о нем так: «Закон сохранения энергии, основы поведения коллоидов (желеобразование и рас-творение), теория старения органических коллоидов, биологические эксперименты, касающиеся уплотнения плазмы, — на таком фоне субстанция на протяжении многих столетий бросает вызов всякому закону приро-ды, не могущему объяснить того, что сверхъестествен-но. Кровь святого Януария — это сгусток, который живет и дышит, это не просто реликвия, а знамение жизни веч-ной и воскресения».

Тем не менее, чудо святого Януария, заставляющее трепетать сердца паломников, наблюдается вот уже более шестисот лет. Епископ Неаполя в кафедральном соборе го-рода, как и много веков назад, поднимает сосуды, объяв-ляя присутствующим: «Чудо свершилось!» — и показывает ставшую жидкой кровь.

Земное ядро - неразгаданная тайна

Экспедиция адмирала Бёрда

Масоны и иллюминаты. Масонский заговор

Таинственные исчезновения людей

Американская нацистская партия

Беспилотные автомобили – ближайшие перспективы

Перспектива создания автомобиля, который бы самостоятельно, безо всякого участия человека, смог бы передвигаться по дорогам общего пользования, волнует инженеров уже давно. ...

Город Афины - столица Греции

Торговые районы в Афинах сосредоточены в центре города. Крупнейшие универмаги находятся в начале улицы Эрму, на улице Метрополеос расположены...

Женщины и фиолетовый цвет

Трудно сказать, чем можно завоевать женское сердце – цветами, подарками или приглашением в ресторан. Но одно можно сказать определенно: у...

Невидимый Град Китеж

Легенда о Граде Китеже, таинственном древнем городе породила массу гипотез и споров, не утихающих по настоящее время. Первое упоминание о...

Януарий
Januarius
Рождение:

?
Беневенто

Смерть:

305 год(0305 )
Поццуоли

Почитается:

в Православной и Католической церквях

В лике:

священномучеников

Главная святыня:

мощи в Неаполе

День памяти:

суббота перед первым воскресением мая, 19 сентября, 16 декабря (в Католической церкви); 21 апреля (4 мая н. ст.) (в Православной церкви)

Подвижничество:

мученическая смерть

Святой Януарий (лат. Januarius , итал. San Gennaro , Ианнуарий (церковнослав.)) - священномученик, почитаемый Католической и Православной Церквами, покровитель Неаполя, известный регулярно происходящим чудом.

Житие и источники

Впервые об Януарии упоминается в послании Урания к Пакату (431 год), автор текста рассказывает о явлении Януария, «одновременно епископа и мученика, прославившего церковь города Неаполя » умиравшему Павлину Ноланскому. Наиболее ранним источником, подробно рассказывающим о жизни и мученичестве Януария, является мученические акты «Acta bononiensia » (Болонские акты, VI-VII века)и их расширенная версия - Ватиканские акты (VIII - IX века). Согласно этим актам Януарий происходил из аристократической семьи из Беневенто, в юном возрасте стал христианином, затем ещё молодым человеком стал первым епископом Беневенто. Во время гонений Диоклетиана Януарий регулярно посещал брошенных в темницу Поццуоли диаконов Созия и Прокла, совместно с ними совершал там литургию. Во время одного из таких богослужений Януарий был арестован. Затем епископ, а также диаконы Созий , Прокл , Фест , чтец Дезидерий и миряне Акуций и Евтихий были последовательно: брошены в печь, но остались невредимыми; отданы на съедение зверям в цирке Поццуоли, но звери не тронули их; наконец, были обезглавлены (305 год). В момент кончины Януарию было около 30 лет.

Имя Януария упоминается уже в V веке в Мартирологе Иеронима (память Януария и пострадавших с ним мучеников там отмечена под восемью различными датами), в VI веке - в Карфагенском календаре (дважды: Януарий - 19 сентября, Соссий - 23 сентября). Имеются письменные свидетельства о почитании Януария и его соратников в Англии и Германии уже в VIII-IX веках. В Риме начало почитания Януария, Соссия и других мучеников связывается с папой Симмахом.

В IX веке «» рассказывает с подробностями историю обретения и перенесения мощей святого, произошедшие в V веке, а календарь неаполитанской церкви указывает два дня памяти Януария - 13 апреля (перенесение мощей из Поццуоли в катакомбы Сан-Дженнаро в Неаполе) и 19 сентября (мученичество).

Важным свидетельством почитания святого являются его многочисленные изображения в катакомбах Сан-Дженнаро, самые ранние из которых относятся к VI веку. Примечательно, что все прочие святые изображены в катакомбах с поясняющими надписями, и лишь Януарий - без всяких пояснений. Таким образом, образ Януария к этому моменту был настолько узнаваем, что не нуждался в комментариях.

Реликвии святого Януария

Судьба мощей

По сообщению «Gesta episcoporum neapolitanorum » мощи святого Януария были первоначально тайно погребены в Поццуоли, а неаполитанский епископ Иоанн I (занимал кафедру в 414-432 годах) обнаружил их и перенёс в катакомбы, находившиеся у подножия холма Каподимонте, к северу от Неаполя. Эти катакомбы с тех пор носят имя святого Януария (Сан-Дженнаро). О пребывании в катакомбах почитаемых мощей говорят многочисленные мозаики и фрески с изображением святого в аркосолиях. В VI веке у входа в верхний уровень катакомб была сооружена так называемая Большая базилика (сейчас называется San Gennaro extra Moenia, то есть «за стенами»), алтарь которой находился над гробницей священномученика. В 1973 году археолог Умберто Фазола обнаружил место пребывания мощей святого в катакомбах, окружённое многочисленными гробницами неаполитанских епископов.

В 831 году беневентский князь Сико, напав на Неаполь, перевёз мощи Януария в Беневенто. Около 1154 года сицилийский король Вильгельм I Злой, нанеся поражение владевшему Беневенто папе Адриану IV, приказал перевести мощи в монастырь Монте-Верджине, где о них практически забыли. В 1497 году кардинал-архиепископ Неаполя Алессандро Карафа перенёс их в Неаполь.

В Неаполе всё это время оставалась глава святого Януария. Для её хранения в 1305 году на средства короля Карла II Хромого тремя провансальскими мастерами был изготовлен позолоченный серебряный бюст, в течение XVIII века великолепно украшенный неаполитанскими монархами.

Таким образом, после 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальной терракотовой урне лангобардской эпохи (VI - IX века), завёрнутой в бархатную ткань. Урна с надписью C(orpus ) S(ancti ) Ianuarii Ben(eventani ) Epi(scopi ) в свою очередь находилась в деревянном ларце, а последний - в бронзовом реликварии 1511 года. Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 - 40 лет, ростом около 1,90 м.

Почитаемые реликвии и место их хранения

Мощи святого Януария хранятся в алтаре крипты кафедрального собора Неаполя (перестроена в 1497 - 1508 годах) . Доступ к ним осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.

Глава святого, помещённая в реликварий - позолоченный серебряный бюст, находится в капелле Сокровищницы святого Януария, пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:

Крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

Крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

Крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

Крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий

Драгоценности, преподнесённые Януарию, в обычное время хранятся в музее собора, а сам бюст доступен для свободного обозрения в капелле Сокровищницы.

Наконец самой известной реликвией святого являются две стеклянных ампулы, содержащие, по убеждению верующих, кровь святого Януария. Первым упоминанием об этой реликвии считается сообщение хроники Chronicon Siculum от 17 августа 1389 года, в котором содержится восторженный рассказ о чуде, связанном с кровью Януария. С 1667 года ампулы хранятся за алтарём капеллы Сокровищницы, в нише, закрытой двумя массивными серебряными дверями - даром Карла II Испанского.

Сокровищница святого Януария и почитание святого неаполитанцами

В 1526-1527 годах Неаполь перенёс тяготы проходившей на территории Неаполитанского королевства войны между Францией и Испанией, а затем город был поражён эпидемией. 13 января 1527 года неаполитанцы в лице 6 «избранных» (5 от аристократии и 1 от буржуазии) принесли обет святому Януарию воздвигнуть новую часовню в его честь в обмен на постоянное покровительство святого. Обет был оформлен письменно, скреплён подписями «избранных» и заверен нотариально. Таким образом, неаполитанцы связали своего покровителя подобием договора. В период между 1608-1646 годами новая часовня, получившая название Сокровищницы святого Януария, была построена. О серьёзности неаполитанцев в исполнении обета говорят их отказ от предложенной женой вице-короля (испанкой) денежной помощи и отстранение от работ в часовне всех художников - не неаполитанцев.

Помимо бюста святого Януария в Сокровищнице были помещена статуи 51 святого, которым посвящены другие храмы Неаполя. В процессиях в честь святого Януария эти статуи выполняли роль «свиты святого». Храмы могли получить назад статую своего святого только на время под залог полной стоимости статуи.

Сама Сокровищница является признанным шедевром барокко, украшена фресками Доминикино, Риберы, Ланфранко, массивными серебряными дверями работы Фанзаго.

В течение XVI-XVIII века почитание святого Януария стало настоящим народным культом неаполитанцев. Все события неаполитанской истории так или иначе связаны в народном сознании с заступничеством святого покровителя. Правители Неаполя также поддерживали и разделяли этот народный культ. Так Карл VII, считавший свою победу при Веллетри над австрийцами заслугой Януария, пожаловал святому военный чин командора.

Самым известным случаем покровительства Януария считается спасение Неаполя от извержения Везувия в 1631 году, красочно описанное в народных легендах. Поток лавы во время этого извержения направлялся прямо на город. Народ требовал вынести навстречу лаве реликвии святого, но архиепископ и «депутаты Сокровищницы», хранившие ключи от ниши с реликвиями, уже бежали, и извлечь реликвии не было возможности. Тогда навстречу потоку лавы направился крестный ход со Святыми Дарами, но и эта процессия не помогла. Тогда молящиеся стали взывать к Януарию, и на их глазах рука каменной статуи святого Януария, стоявшей на мосту, поднялась и одним жестом остановила извержение. Этот рассказ как нельзя лучше свидетельствует об уверенности неаполитанцев в безграничной силе их покровителя. В честь спасения Неаполя от извержения установлен особый праздник 16 декабря.

В 1799 году королевская власть предприняла попытку лишить Януария статуса покровителя города за «измену». Обстоятельства этой «измены» не менее ярко свидетельствуют об особом отношении неаполитанцев к своему святому. В январе 1799 года французская армия под командованием Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал, и здесь была провозглашена Партенопейская республика. Чтобы добиться симпатии роялистски настроенного населения, Шампионне потребовал от клириков собора совершения внеочередного чуда святого Януария. Французские солдаты проникли в ризницу и угрожали клирикам расстрелом, и чудо действительно совершилось 24 января 1799 года. Приняв чудо как знак симпатии святого французам, неаполитанцы шумно приветствовали установление республики. В том же году армия санфедистов под командованием кардинала Руффо заняла Неаполь и восстановила королевскую власть. Руффо объявил, что ему во сне явился святой Антоний Падуанский, принявший решение стать покровителем города вместо изменника Януария. В ходе торжественной церемонии Антоний был провозглашён новым патроном Неаполя, а Януарий со своими реликвиями изгнан. Впрочем вскоре народное благочестие заставило короля вернуть Януарию его законный «пост» покровителя города.

Чудо святого Януария

Святой Януарий известен в католическом мире чудом, регулярно происходящим на его реликвиях. Первое упоминание об этом чуде относится к 17 августа 1389 года.

Сутью чуда является разжижение, а иногда даже вскипание хранящейся в закрытой ампуле засохшей жидкости, считающейся кровью святого Януария. В обычное время ампула с кровью находится в закрытой серебряными дверями нише в Сокровищнице. При извлечении ампулы и помещении её вблизи реликвария с главой Януария кровь в ампуле разжижается. Чудо собирает огромное количество паломников и любопытствующих.

В настоящее время чудо совершается трижды в год:

  • суббота перед первым воскресением мая - первое перенесение мощей Януария из Поццуоли в Неаполь (V век), глава и ампула с кровью, вместе со статуями святых из «свиты Януария» переносятся крестным ходом из кафедрального собора в Санта-Кьяра, где они пребывают в течение 8 дней. Красочная процессия («Шествие с гирляндами») в это день проводится с 1337 года;
  • 19 сентября - мученичество святого Януария (305), глава и ампула с кровью выставляются на поклонение верующим на 8 дней,
  • 16 декабря - спасение Неаполя от извержения Везувия (1631 год), глава и ампула с кровью выставляются для поклонения на 1 день.

Известны случаи, когда чудо не совершалось в установленный день; такое событие считается предзнаменованием общественных бедствий. Так в XX веке чудо не произошло трижды: в 1939 году - перед началом Второй мировой войны, 1944 году - перед извержением Везувия, в 1980 году - перед сильным землетрясением.

Известно множество теорий, объясняющих происходящее чудо с материалистической точки зрения. В основном они связывают чудо с особым характером вещества, находящего в ампуле, которое переходит в жидкое состояние под влиянием изменения температуры, светового потока или из-за тряски, неизбежно сопровождающей извлечение ампулы из ниши. Вместе с тем, спектрографические исследования, проведённые дважды (1902 и 1988) , показали следы гемоглобина и продуктов его распада в веществе, хранящемся в ампуле.

В 1992 году итальянские ученые получили «кровь Святого Януария» в лабораторных условиях . Все использованные материалы и процессы были известны в средневековье. Тиксотропный бурый гель основного оксида железа FeO(OH) становился жидким при встряхивании. Спектр поглощения полученной смеси были аналогичен спектру поглощения старой крови.

Источники

  • «The Royal Chapel of S.Gennaro’s Treasury» - путеводитель по Сокровищнице
  • Александр Дюма «Луиза Сан-Феличе». Отдельные главы описывают житие и чудо святого Януария, а также излагают историю «измены» и «свержения» святого.
  • (англ.)
  • Автор Ианнуарий // Православная энциклопедия. Том XX. - М . : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009 .- С. 583-590. - 752 с. - 39000 экз. - ISBN 978-5-89572-036-3

Кровь святого Януария не превратилась в жидкость.
Католики уверены: Это знамение грядущей катастрофы

В субботу 21 декабря 2016 года в день памяти священномученика на церемонии в Неаполе, не произошло вскипание святой крови великомученика Святого Януария. Чудо не свершилось,засохшая кровь, которая находится в герметичной стеклянной ампуле не превратилась в жидкость.
Данное событие навело верующих на мысли о грядущих бедствиях в 2017 году.
В Католической церкви чудо разжижения крови святого совершается три раза в год в день его памяти:
в субботу перед первым воскресением мая - первое перенесение мощей Януария из Поццуоли в Неаполь (V век),
19 сентября в день мученичества святого Януария,
16 декабря (спасение Неаполя от извержения Везувия в 1631 году).

Чудо происходит при извлечении закрытого сосуда, в котором хранится кровь, и помещении её вблизи реликвария с главой Януария в кафедральном соборе Неаполя.
Ритуал проходит таким образом.
Местный епископ берет в руки драгоценную реликвию собора - прозрачную чашу с красно-бурым порошком, читает молитву, и порошок превращается в пенящуюся густую жидкость, по виду напоминающую кровь.
Весь ритуал может занимать от нескольких минут до многих часов.
И происходит это при огромном скоплении верующих и туристов.
Ведь в католическом мире «чудо святого Януария» сравнимо с православным схождением Благодатного огня на Пасху в иерусалимском храме Гроба Господня.
Ампулу выставляют на всеобщее обозрение примерно на сутки, пока жидкость снова не превратится в порошок.
Однако в двадцатом веке были случаи, когда чуда не происходило:
в 1939 году - перед началом Второй мировой войны,
1944 году - перед извержением Везувия,
в 1980 году - перед сильным землетрясением.

В связи с последним случаем в среде верующих появились опасения, что отсутствие чуда разжижения крови святого, то есть отсутствие реального чуда является зловещим предзнаменованием будущих общественных или природных катаклизмов.
Хотя настоятель неапольской часовни Винченцо Де Грегорио поспешил успокоить паству и предостерег от уныния: «Мы не должны думать о катастрофах и бедствиях. Мы люди веры, и мы должны продолжать молиться».
Но, учитывая складывающуюся ситуацию в Италии и Европе – с политической ситуацией, социальной напряженностью, упадком Веры во Всевышнего, нагнетанием СМИ псевдоугрозы со стороны России, миграцией народов с Ближнего Востока … становится наверное понятно предостережение Господне для западной толерантной и самой демократичной цивилизации о том, что вы встали на шаткий путь!
Святой Януарий традиционно считается покровителем Неаполя, и жители города всегда ждут этого чуда.
Святой Януарий жил в конце III – начале IV века н.э. Он происходил из аристократической семьи, в молодости принял христианство и стал первым епископом Беневенто, города в итальянском регионе Кампания.
Во время правления римского императора Диоклетиана епископ подвергся гонениям за веру.
Епископа Януария и его сподвижников арестовали и бросили в печь, но они остались невредимы. Затем их отдали на растерзание львам, но звери не стали на них нападать.
В конечном итоге было решено обезглавить Януария и других христиан.
Это событие произошло 19 сентября 305 года.

Ну, что же! Будем ждать вытекающих событий из-за отсутствия вышеуказанного чуда!

Послесловие.
Ученые неоднократно пытались разобраться с кровью Святого Януария. В 2005 году 19 сентября исполнилось 1700 лет со дня казни мученика. Примерно через тридцать минут после начала молитвы кардинал Микеле Джордано объявил о свершении чуда - «кровь стала жидкой». В городе начались празднества. Но хорошее настроение горожанам и туристам испортили ученые из итальянского комитета по изучению паранормальных явлений (аналог нашей Комиссии по борьбе с лженаукой при Российской академии наук). Представители комитета доктор Маргарита Хак и Луиджи Марколло объявили, что сумели повторить это чудо в лабораторных условиях, используя ингредиенты, «которые были доступны даже древним алхимикам».

- «Чудо» происходит от того, что священник, беря в руки ампулу, встряхивает ее, - рассказывает доктор Хак. - И в этом весь секрет. Ведь сам процесс превращения порошка или затвердевшей пасты в жидкость в результате механического воздействия ученым известен давно.
Он называется тиксотропия от греч. thixis - прикосновение и trop - изменение.
Нам оставалось найти подходящие вещества заявили представители от науки.

У Ватикана была возможность подтвердить чудо, - утверждал Луиджи Марколло. - Мы несколько раз обращались с просьбой предоставить нам частичку «крови» для исследования. Но получали отказ.

Подобно алхимикам, ученые начали проводить эксперименты «на ощупь», проверяя десятки различных компонентов из числа тех, которые могли быть в наличии у экспериментаторов 600 - 700 лет назад. Единственное, в чем они были точно уверены, - жидкость в ампулах похожа на кровь - имела красно-бурый цвет.
Значит, в ее состав должно было входить железо. Как и в человеческую кровь.
Изготовить тиксотропную жидкость-пасту, напоминающую по цвету и плотности кровь и превращающуюся в жидкость от сотрясения, ученым удалось еще в 1991 году.
Но тогда они использовали вещества, которые не могли быть получены в XIV веке, - ведь первое «явление крови святого Януария» произошло в 1389 году.

В состав первой «лабораторной крови Януария» входят вода, хлорид натрия, карбонат кальция и один из хлоридов железа. Процесс изготовления занимает несколько дней. Нужно лишь знать концентрации веществ. Хлорид натрия и карбонат кальция достать не проблема. Первый добывают на солевых месторождениях - это обычная поваренная соль; второй - обычный мел или толченые морские ракушки. Но вот нужный хлорид железа в природе, по крайней мере в Италии, не встречается.
Заменить хлорид железа ученым-скептикам было нечем. Дело о «крови Януария» пришлось прекратить на десять лет. Пока на глаза не попался геологический доклад, где говорилось о том, что в застывшей лаве Везувия найден минерал молизит, состоящий как раз из нужного вещества! Везувий расположен примерно в 12 километрах от Неаполя. Вулкан до сих пор считается действующим и за последние 2000 лет извергался около 60 раз.

Вода, соль, порошок из ракушек и застывшей лавы... Кровь Януария получилась как настоящая.

Косвенным доказательством нашей правоты, - добавлял Марколло, - является странная концентрация всевозможных религиозных «кровяных» артефактов в окрестностях Неаполя. Сохранились свидетельства, что в средние века существовало еще несколько сосудов с «оживающей кровью» разных святых. Но к ХХ веку все они куда-то исчезли. Наша версия: в основе подобных чудес - одна и та же технология с использованием лавы Везувия. Впрочем, это лишь мое предположение. Я не желаю оскорбить чувства верующих, но хочу докопаться до истины, получить для анализа частицу подлинной крови святого Януария из неапольского собора.

Но поддаваться на провокацию ученых католическая церковь конечно не собирается. Распечатывать ампулы для проведения исследований никто тоже не будет.
Кардинал Микеле Джордано объявил, что в 1989 году реликвии уже показывали ученым. Несколько итальянских химиков проводили спектральный анализ «жидкой крови». Ампулу освещали светом и «ловили» лучи на выходе. По изменению спектра света можно определить примерный состав вещества, сквозь который он проходил. Заключение было таково: в ампуле присутствует гемоглобин - основа человеческой крови. Впрочем, известно, что химики, проводившие анализ, были далеко не атеистами. Наоборот, ревностными католиками. Возможно, от этого скептики остались неудовлетворенными. Более того, намекнули, что в состав гемоглобина входят белок и ионы все того же железа. Так что спектрометрия не может дать точного заключения.
Единственный выход - вскрыть ампулу и взять вещество на анализ.
Но, увы! Пока этого не дано!

Одно понятно, что когда кровь святого не вспенивается грядут несчастья, поэтому натуральный там порошок крови в пузырьках или творчески обработанный гениями древности состав – это не умоляет чуда и соответственно последствий в отсутствии его.