Open Library - открытая библиотека учебной информации. Соотношение права и религиозных норм Спорные вопросы учения о правовой политике

Назначение религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право . Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама «путь следования». Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна.

В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых законах» установлена обязанность трудиться в течение шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско-католическая церковь опубликовала кодекс канонического права.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, религиозных книгах буддистов и других; выступают в некоторых случаях в качестве источников права. В качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия норм права. Так, предписания «Торы» распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно исповедующих ислам и т. д. Различны механизмы действия религии и права.



Влияние права на религию, в известной мере, достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), федеральный закон «О свободе совести» гарантирует свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы «Всеобщей декларации прав человека», Итогового документа Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В принятой в России «Декларации прав и свобод человека и гражданина» говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной и атеистической деятельности, каждый в праве исповедовать любую религию или не исповедывать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

В тоже время право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера» и стоящих за ним темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом и противодействовать развитию и расширению такого рода религиозных верований, иначе неизбежен синдром «Аум Синрике». В частности в УК РФ включена специальная норма, предусматривающая уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с применением насилия, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

Чтобы лучше уяснить сущность и специфику юридических норм, как основного регулятора общественных отношений, их необходимо сопоставить и с другими видами социальных норм, которые существуют в социально неоднородном обществе:

Нормы права Другие социальные нормы
1. Возникают с началом формирования государства. 2. Устанавливаются или санкционируются государством. 3. Выражают волю доминирующей части населения. 4. Существуют как единая система норм общества. 5. Формируют правила поведения в виде прав и обязанностей. 6. Формально определены. 7. Имеют определенные формы внешнего выражения. 8. Имеют точные границы действия. 9. Обеспечиваются государственным принуждением. 1. Существуют в любом обществе, в т.ч. и до возникновения государства. 2. Устанавливаются или санкционируются другими субъектами; 3. Выражают волю различных частей общества. 4. Существуют в виде нескольких относительно самостоятельных систем нормативного регулирования. 5. Формируют не только права и обязанности, но и общие принципы, цели, лозунги. 6. Во многих случаях формально не определены. 7. Выражаются во многих, в т.ч. и не фиксированных формах. 8. Не имеют точных, четких границ действия. 9. Обеспечиваются привычками, внутренними убеждениями, моральным общественным влиянием и другими внегосударственными средствами.

Таким образом, необходимо отметить, что эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право, по сути, отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает нормы права, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.

Необходимо отметить, что нормы права отличаются общеобязательностью, т.е. все субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере действия данных норм, попадают под их воздействие и могут или должны руководствоваться ею.

Закрепленные в актах государства правовые нормы носят формально-определенный характер и подлежат изменению только в особом, достаточно сложном порядке.

Важно так же то, что нормы права формулируются компетентными высококвалифицированными лицами, объективно представляющими все стороны общественной жизни и способными дать конкретную формулировку нормы, выражающую интересы всего общества в целом.

Общая теория государства и права под ред. Лазарева. М. 2000г. с. 122. Матузов, Малько,2000. с. 345.

Назначением религии является выработка смыслов, позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в мире. Религия с этой точки зрения выступает мерилом «хорошего» поведения.

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих значение для верующих.

Общее у правовых и религиозных норм.

1. В известной мереформализованы и содержательно определены.

2. Документально зафиксированы. Религиозные нормы содержатся в Библии, Коране, Сунне, Талмуде…

3. Являются разновидностьюсоциальных норм.

4. Выступают источниками права в некоторых случаях.(религиозные тексты).

В истории были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, гражданские, государственные, брачно- семейные отношения. В ряде современных исламских странах Коран и Сунна- основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих правильный путь жизни(шариат).

В России до 1917 г. источниками права признавались Кормчая Книга, Устав духовных консисторий.

Различие права и религии.

1. Сфера действия религиозных норм значительно уже права. Это связано с секуляризацией общественной жизни, с утверждением свободы совести. Так, предписания Корана распространяются на исповедующих ислам.

2. Различны механизмы действия права и религии. Так, религиозные нормы соблюдают, основываясь на абсолютной непреложности предписаний.

Влияние права на религию заключается в следующем: Конституция, ФЗ «о свободе совести и религиозных объединениях» гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправия конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В то же время государство не должно быть безучастно к тоталитарным, сатанинским сектам, подавляющим личность.

Религиозным объединениям может быть предоставлен статус юридического лица.



Проблема: 1) официально религия отделена от государства, признается равенство всех религий, реально же у нас официальной религией является православие.

2) в мусульманских странах религия подменяет собой право.

77. Спорные вопросы учения о правовой политике.

Правоведение,1997 №4 (Матузов. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики).Саратовский филиал института государства и права РАН издает журнал « Правовая политика и правовая жизнь».

Малько: правовая жизнь - совокупность всех форм юридического бытия общества, выражающаяся в правовых актах и иных проявлениях права, в т. ч. негативных (деформация), характеризующих специфику и уровень юридической действительности, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов.

Правовая политика- *научно обоснованная , *последовательная, *системная деятельность государства, муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования , по цивилизованному использованию юридических средств в достижении такихцелей как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, *укрепление дисциплины, *законности, правопорядка, формирования правовой государственности и *высокого уровня правовой культуры в жизни общества и личности.

Государство проводит политику в сфере права . Правовая политика обусловлена правовым режимом, она ужесточается в условиях войны, чрезвычайного положения.

Правовая политика - комплекс идей, мер, задач, принципов, установок, реализуемых с помощью права. Она воплощается в законах, Конституции, кодексах, др. нормативных правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, регулирование общественных отношений в нужном направлении.

Признаки:

1) основана на праве;

2) осуществляется правовыми методами;

3) охватывает главным образом правовую сферу деятельности;

4) подкрепляется принуждением;

5) отличается нормативно- организационными началами

6) научная обоснованность;

7) подчинение Конституции;

8) соответствует интересам общества и государства.

Субъекты создания и осуществления.

1) те, кто обладают правом законодательной инициативы;

2) политические партии, общественные объединения;

3) граждане через официальные каналы и прессу;

4) судебные, прокурорские, следственные и иные юрисдикционные органы.

Главным субъектом реализации правовой политики является государство со своими органами и должностными лицами, управленческим аппаратом.

Принципы.

1) социальная обусловленность;

2) научная обоснованность;

3) устойчивость и предсказуемость;

4) легитимность;

5) гуманность, нравственность;

6) справедливость;

7) гласность;

8) сочетание интересов личности и государства;

9) приоритетность прав человека;

10) соответствие международным стандартам.

Методами являются убеждение и принуждение.

Элементы.

1) стратегия законодательства;

2) принципы правового регулирования;

3) конституционное строительство;

4) судебно правовая реформа;

5) защита прав человека;

6) совершенствование правопорядка, федерализма, дисциплины, избирательного права.

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями на основе религиозных представлений и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется порядок отправления обрядов, а также порядок церковной службы.

Целый ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). В истории права выделяются эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, так как регулировали государственные, гражданско-правовые, брачно-семейные и другие отношения.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в таких Священных источниках, как Библии (Ветхий и Новый Завет), Коран , Сунн , Талмуд , религиозные книги буддистов и др.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать по морально-нравственному содержанию. Одни из заповедей Нагорной проповеди Христа - «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения, поэтому они являются необходимым инструментом поддержания и сохранения нравственного и правового порядка о обществе.

В тоже время между правом и религией существуют принципиальные различия:

· Сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - на исповедующих ислам и т.д.

· Различны механизмы действия религии и права. В частности, нормы религии (в особенности эстетические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Характер взаимодействия правовых и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью этих норм с моралью, а также связью права с государством. Государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.

В ряде современных исламских государств Коран и Сунна являются основой религиозных, моральных и правовых норм, охватывающие все сферы общественной жизни. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция РФ создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести и вероисповедания. Религиозные объединения могут иметь статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и иное имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах таких организаций, носят юридический характер.

Назначением религии является выработка «понятий», позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально-этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам - оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама «путь следования». Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна.

В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых законах» установлена обязанность трудиться в течение шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско-католическая церковь опубликовала кодекс канонического права 1 .

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом документально зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, религиозных книгах буддистов и других; выступают в некоторых случаях в качестве источников права. В качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 года источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Святого Синода и другие. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия норм права. Так, предписания «Торы» распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно исповедующих ислам и т. д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

Влияние права на религию, в известной мере, достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), федеральный закон «О свободе совести» гарантирует свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы «Всеобщей декларации прав человека», Итогового документа Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В принятой в России «Декларации прав и свобод человека и гражданина» говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной и атеистической деятельности, каждый в праве исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

В то же время, право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера» и стоящих за ним темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом и противодействовать развитию и расширению такого рода религиозных верований.