Крестьянство - самое многочисленное сословие. Презентация на тему крестьянство повседневный быт и обычаи II

«Войны России XVII в» - Как сказывались религиозные различия на отношениях между панами и крестьянами? Ю. Хмельницкий, получив известие о поражении Шереметева, присягнул королю. С. Землюков. В 1661 г. был подписан Кардисский мир. Польша стояла на краю гибели. Какие задачи России предстояло решать на южном направлении? Конотопская битва.

«История Бунташный век» - Черносошные. Мануфактура. НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ XVII в. Земский собор. Бунт горожан. Социальное устройство России. Духовенство. Соляной бунт. 1662 г. СЕРЕБРЯННЫЕ КОПЕЙКИ XVII в. 1648 г. Органы центрального управления. Крестьяне. Казаки. Владельческие. Алексей михайлович романов. СВОД ЗАКОНОВ РОССИИ 1649 г.

«Культура России в 17 веке» - Цели урока. Происходит уменьшение зависимости русской культуры от церкви. Познакомить учащихся с развитием русской культуры в XVII веке. Домашнее образование. Виды образовательных учреждений: Школы при монастырях. Парсуна – произведение светской портретной живописи. Архитектура. Литературные жанры. Произошли изменения в социально – экономической жизни общества.

«Россия в XVII» - Основные выступления народных масс во второй половине XVII в. Социальная опора - дворянство. Преобразования во внешней политике. Преобразования социального строя. Модернизация Европеизация России. Российский абсолютизм при Петре I формировался по типу ЦЕЗАРИЗМА. Усиление позиции дворянства в государстве («золотой век российского дворянства»).

«Культура России в XVII» - 1564 г. - «Апостол». Живопись. Колокольня Ивана Великого. Архитектура. Направления. Шатровый стиль архитектуры. С к а з к а. 3. «Деяния пророка Елисея». Искусство художественного оформления книги. Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Х о ж д е н и я. Учитель: Светлана Владимировна Ладыгина МОУ СОШ№7 г.Кулебаки Нижегородская область.

«История 17 века» - Восстание в Москве в 1648 г. (так называемый соляной бунт). Ответ. Боярыня Морозова. Теремной дворец Московского Кремля. Мануфактура 17 века (новое явление в русской экономике). Кто изображён на картине неизвестного художника? Какое историческое событие изобразил художник М.И. Хмелько? Какое историческое событие изобразил неизвестный художник 19 в.?

Всего в теме 19 презентаций

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Крестьянский быт в конце XIX-начале ХХ века Презентацию подготовила ученица 9Б класса МБОУ гимназии №12 г. Липецка Попова Ульяна Судьбы многих крестьянских семей были похожи друг на друга. Из года в год жили они в одной и тоже деревне, выполняли одни и те же работы и повинности. Скромная сельская церковь не поражала ни своими размерами, ни архитектурой, но делала село центром всей округи. Еще младенцем, несколько дней от роду, каждый человек попадал под ее своды во время крестин и множество раз бывал здесь на протяжении жизни. Сюда же, отошедшего в мир иной, привозили его перед тем, как предать земле. Церковь была почти единственным общественным зданием в округе. Священник же был, если не единственным, то одним из немногих грамотных людей. Как бы ни относились к нему прихожане, он был официальным духовным отцом, к которому Закон Божий обязывал всех приходить на исповедь. Судьбы многих крестьянских семей были похожи друг на друга. Из года в год жили они в одной и тоже деревне, выполняли одни и те же работы и повинности. Скромная сельская церковь не поражала ни своими размерами, ни архитектурой, но делала село центром всей округи. Еще младенцем, несколько дней от роду, каждый человек попадал под ее своды во время крестин и множество раз бывал здесь на протяжении жизни. Сюда же, отошедшего в мир иной, привозили его перед тем, как предать земле. Церковь была почти единственным общественным зданием в округе. Священник же был, если не единственным, то одним из немногих грамотных людей. Как бы ни относились к нему прихожане, он был официальным духовным отцом, к которому Закон Божий обязывал всех приходить на исповедь. Три главных события в жизни человека: рождение, бракосочетание и смерть. Так и были разделены записи в церковных метрических книгах. В тот период времени во многих семьях дети появлялись на свет чуть ли не каждый год. Рождение ребенка воспринималось как воля господня, воспротивиться которой редко кому приходило в голову. Больше детей - больше работников в семье, а отсюда и больше достаток. Исходя из этого, предпочтительнее было появление мальчиков. Девочку растишь, а она в чужую семью уходит. Но это не беда: невесты из других дворов заменяли рабочие руки выданных дочерей. Рождение ребенка всегда было праздником в семье и освещалось оно одним из главных христианских таинств - крещением. Родители несли крестить ребенка с крестным отцом и матерью. Возвратившись домой, устраивали крестины - обед, на который собирали родню. Детей обычно крестили в день их рождения или в ближайшие три дня. Имя священник давал, используя святцы. Три главных события в жизни человека: рождение, бракосочетание и смерть. Так и были разделены записи в церковных метрических книгах. В тот период времени во многих семьях дети появлялись на свет чуть ли не каждый год. Рождение ребенка воспринималось как воля господня, воспротивиться которой редко кому приходило в голову. Больше детей - больше работников в семье, а отсюда и больше достаток. Исходя из этого, предпочтительнее было появление мальчиков. Девочку растишь, а она в чужую семью уходит. Но это не беда: невесты из других дворов заменяли рабочие руки выданных дочерей. Рождение ребенка всегда было праздником в семье и освещалось оно одним из главных христианских таинств - крещением. Родители несли крестить ребенка с крестным отцом и матерью. Возвратившись домой, устраивали крестины - обед, на который собирали родню. Детей обычно крестили в день их рождения или в ближайшие три дня. Имя священник давал, используя святцы. Женились и выходили замуж крестьяне в основном только в своей общине. Если в XVIII веке женили крестьян в 13-14 лет, то с середины XIX века законным возрастом для вступления в брак мужчины было 18 лет, а женщины - 16 лет. Ранние крестьянские браки помещиками поощрялись, так как это способствовало увеличению числа крестьянских душ и, соответственно, доходов помещиков. В крепостное время крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия. После отмены крепостного права постепенно устанавливаются обычай выдавать замуж с согласия невесты. К малолетним женихам тоже применялись крутые меры. Если кто жениться не хотел, то батька оглоблей заставлял. Засидевшихся женихов и невест позорили. Женились и выходили замуж крестьяне в основном только в своей общине. Если в XVIII веке женили крестьян в 13-14 лет, то с середины XIX века законным возрастом для вступления в брак мужчины было 18 лет, а женщины - 16 лет. Ранние крестьянские браки помещиками поощрялись, так как это способствовало увеличению числа крестьянских душ и, соответственно, доходов помещиков. В крепостное время крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия. После отмены крепостного права постепенно устанавливаются обычай выдавать замуж с согласия невесты. К малолетним женихам тоже применялись крутые меры. Если кто жениться не хотел, то батька оглоблей заставлял. Засидевшихся женихов и невест позорили. Смерть настигала человека в любое время года, но в холодные зимние месяцы работы ей заметно прибавлялось. Хоронили покойников до начала XIX века на церковном погосте. Однако, в связи с опасностью заражения инфекционными заболеваниями, особым указом кладбища было предписано устраивать за пределами населенных пунктов. К смерти люди готовились заблаговременно. Перед смертью старались вызвать священника для исповеди и причастия. После смерти покойника обмывали женщины, одевали в смертную одежду. Мужики сколачивали гроб и копали могилу. При выносе тела начинались причитания плакольщиц. Ни о каком вскрытии и свидетельстве о смерти и речи не было. Смерть настигала человека в любое время года, но в холодные зимние месяцы работы ей заметно прибавлялось. Хоронили покойников до начала XIX века на церковном погосте. Однако, в связи с опасностью заражения инфекционными заболеваниями, особым указом кладбища было предписано устраивать за пределами населенных пунктов. К смерти люди готовились заблаговременно. Перед смертью старались вызвать священника для исповеди и причастия. После смерти покойника обмывали женщины, одевали в смертную одежду. Мужики сколачивали гроб и копали могилу. При выносе тела начинались причитания плакольщиц. Ни о каком вскрытии и свидетельстве о смерти и речи не было.

Маковский К.Е.

"Похороны ребенка"

Все формальности ограничивались записью в метрической книге, где причина смерти указывалась местным священником со слов родственников умершего. Гроб с покойником везли в церковь на носилках-креслах. Церковный сторож, уже зная о покойнике, звонил в колокол. Через 40 дней после похорон справлялись поминки с обедом, на которые привозили попа для службы.

По мнению Толстого, проблемы русских крестьян вполне объяснимы. Лев Николаевич считал, что все проблемы - от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом; - от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками; - от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их; - от чиновников, угнетающих народ; - от податей; - от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы. По мнению Толстого, проблемы русских крестьян вполне объяснимы. Лев Николаевич считал, что все проблемы - от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом; - от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками; - от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их; - от чиновников, угнетающих народ; - от податей; - от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы.

  • Дети в поле.
  • 2. Гулянье на пасхальной неделе. Север Европейской России.

«.» «С каждым годом армия русская становится всё более хворой и физически неспособной...Из трёх парней трудно выбрать одного, вполне годного для службы... Плохое питание в деревне, бродячая жизнь на заработках, ранние браки, требующие усиленного труда в почти юношеский возраст, - вот причины физического истощения...Сказать страшно, какие лишения до службы претерпевает иногда новобранец. Около 40 проц. новобранцев почти в первый раз ели мясо по поступлении на военную службу. На службе солдат ест кроме хорошего хлеба отличные мясные щи и кашу, т.е. то, о чём многие не имеют уже понятия в деревне.. .» М.О. Меньшиков Русские крестьяне были весьма непритязательными в домашнем обиходе. Постороннего человека, прежде всего, поражал аскетизм внутреннего убранства. Крестьянская изба конца XIX века мало, чем отличалась от сельского жилища века предыдущего. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. Большинство крестьянских изб топились «по-черному». По мнению доктора медицины В.И. Никольского, обследовавшего медицинского и санитарное состояние жителей Тамбовского уезда, на каждого члена семьи, состоящей из семи человек, приходилось 21,4 аршина воздуха, что было недостаточно. В зимнее время воздух в избах был чрезвычайно сильно нагрет. Русские крестьяне были весьма непритязательными в домашнем обиходе. Постороннего человека, прежде всего, поражал аскетизм внутреннего убранства. Крестьянская изба конца XIX века мало, чем отличалась от сельского жилища века предыдущего. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. Большинство крестьянских изб топились «по-черному». По мнению доктора медицины В.И. Никольского, обследовавшего медицинского и санитарное состояние жителей Тамбовского уезда, на каждого члена семьи, состоящей из семи человек, приходилось 21,4 аршина воздуха, что было недостаточно. В зимнее время воздух в избах был чрезвычайно сильно нагрет. Санитарное состояние крестьянского жилища зависело, прежде всего, от характера полового покрытия. Если пол имел деревянное покрытие, то и в избе было значительно чище. В домах с земляными полами их застилали соломой. Санитарное состояние крестьянского жилища зависело, прежде всего, от характера полового покрытия. Если пол имел деревянное покрытие, то и в избе было значительно чище. В домах с земляными полами их застилали соломой. Полы, в большинстве своем земляные, служили источником грязи, пыли и сырости. Зимой в избах содержался молодняк – телята и ягнята, следовательно, о какой-либо опрятности не могло быть и речи. Чистота сельской избы зависела от частоты и качество уборки помещения. Дом крестьянки мели два раза в день, утром и вечером. Правда, в страдную пору уборку производили значительно реже. Полы в крестьянских избах, как правило, мыли перед двунадесятыми или престольными праздниками, т.е. не чаще, чем один – два раз в месяц. Обязательным являлась генеральная уборка перед Пасхой, в ходе которой только скребли полы, но и очищали от грязи стены, потолок, мыли столы и лавки. В качестве средства очищения поверхностей от грязи в русском селе использовали речной песок. Чистота сельской избы зависела от частоты и качество уборки помещения. Дом крестьянки мели два раза в день, утром и вечером. Правда, в страдную пору уборку производили значительно реже. Полы в крестьянских избах, как правило, мыли перед двунадесятыми или престольными праздниками, т.е. не чаще, чем один – два раз в месяц. Обязательным являлась генеральная уборка перед Пасхой, в ходе которой только скребли полы, но и очищали от грязи стены, потолок, мыли столы и лавки. В качестве средства очищения поверхностей от грязи в русском селе использовали речной песок. В каждой избе был стол и лавки вдоль стен. Иная мебель практически отсутствовала. Не во всех семьях имелись скамейки и табуретки. Спали обычно зимой на печах, летом на полатях. Чтобы было не так жестко, стелили солому, которую накрывали дерюгой. Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня. Но бань в русском селе было катастрофически мало. Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня. Но бань в русском селе было катастрофически мало. Купаться в открытых водоемах, не было принято в русской деревне. Да и температура воды в летнюю пору делала купальный сезон кратким. Крестьяне никаких купален не делали, а так как до XX века было принято купаться нагишом, то женщинам было затруднительно искать у реки или озера укромные местечки, поэтому они очень редко пользовались водоемами, да и мужчины, то ли с устатку, то ли с непривычки, почти не купались. Бултыхаться в водоемах было уделом ребятишек. Благодаря снимкам можно понять, что наш народ был не настолько безлик, как сейчас активно изображается в учебниках истории. Люди жили своей, естественной жизнью. Благодаря снимкам можно понять, что наш народ был не настолько безлик, как сейчас активно изображается в учебниках истории. Люди жили своей, естественной жизнью.

Крестьянские девушки дергают лен. Могилевская губ. 1903 г.

Бондарь. 1900-е гг.

Плетение лаптей. Начало XX в. Уфимская губерния. Юрюзань

Сапожник. 1903-1905 гг. Фото С.А. Лобовикова

Плетение корзин и лукошек. Село Бор Нижегородской губернии. 1900-е

В столярной мастерской. Деревня Сивухино. 1900-е.

Гончар. Село Владимирское Макарьевского уезда Нижегородской губернии. 1900-е.

Ложкарный базар в городе Семенове. Конец ХIX – начало ХХ века.

Изготовление глиняных игрушек. Вятская губерния. 1900-е.

Мастерская по изготовлению валенок. Деревня Марвинская Вятской губернии. 1900-е

Вышивальщицы на лугу. Фото начала ХХ в.

Девушка с самопрялкой. Начало ХХ в.

Девочка за вышиванием.

Владимирская губ. 1914 г.

Кружевная мастерица

Полтавская губерния. Ткачиха-кустарка, работающая дома по заказу Решетиловского пункта, ткёт полотенца с переборными концами

1890-е. Фото А.С. Мазурина

Тканье пояса «на дощечках».

Эксп. В.К. Костко.

Минская губ, Игуменский уезд,

с. Капланцы. 1904 г.

Крестьянство было не склонным к переменам в вековом укладе своего быта. Традиции связывались в сознании с сохранением духовных и этических норм, сформированных православием, а частично уходящих корнями в дохристианский период. Сельский мир хранил старину. И если для крестьянства она была освящена многовековым опытом, то для либеральной интеллигенции служила лишь доказательством "отсталости. реакционности и косности" российского крестьянина. Среди радикальной части интеллигентов, в свою очередь, широкое хождение получили идеи о "реорганизации человеческого материала" - подразумевалось, что главным объектом этих "реорганизаций" и "переделок" должна стать прежде всего крестьянская масса. Применяя к России мерки западного прогресса" Л. Троцкий заявлял: "Россия приговорена своей природой на долгую отсталость". По его мнению, ее нужно было строить заново, очистив от всякого "исторического хлама", называемого некоторыми "культурно историческим наследием". Плоды теорий, связанным с социальным эксперементированием российские крестьяне через несколько лет после 1914 года познали в полной мере.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Быт и традиции крестьянской семьи В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи.Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде и Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.Окно – еще один вход в дом. Окно – слово очень древнее, в летописях впервые упоминается в 11 веке и встречается у всех славянских народов. В народных поверьях запрещалось через окно плеваться, выбрасывать мусор, что-то выливать из дома, так как под ним «стоит ангел Господень». «В окно подать (нищему) – Богу подать». Окна считались глазами дома. Человек смотрит через окно на солнце, а солнце смотрит на него через окно (глаза избы).Именно поэтому на наличниках часто вырезали знаки солнца. В загадках русского народа говорится так: «Красная девушка в окошечко глядит» (солнце). Окна в доме традиционно в русской культуре всегда старались ориентировать «на лето» - то есть на восток и юг. Самые большие окна дома всегда смотрели на улицу и на реку, их называли «красными» или «косящатыми Крестьянская изба была довольно скудной, и состояла из простых столов и лавок, но и для ночлега, закреплённых вдоль стены (они служили не только для сидения, но и для ночлега Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи О, русская белая печкаИсточник блага для дома.Ты так мне близкаИ с детства так знакома. Вкусом своих пироговИ блинов на истоме.Кашей с наваромИз тех чугунков. Тем хлебом ржанымВ кузовках самодельных.И варением вкуснымИз ягод лесных. Ароматом грибовНа лежанке сушеных.И треском поленьевВ чреве печном С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой - хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. Печь служила не только для обогревания крестьянской избы и приготовления пищи. В печи мылись в Древней Руси. В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо, связана с главным героем. Давайте вспомним эти сказки. Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.. Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, которые принесут семье болезни и голод. Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник– глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Это о нем говорили: «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора». Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи. Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки) стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколениюКрестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Традиционной утварью были: кочерга, ухват, это предметы, связанные с очагом и печью. Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата (его еще называли рогач) передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти Так же, как и дерево, распространенным материалом на Руси была глина. Изделия из глины отличались прочностью, долговечностью, особой красотой. Изготавливали из глины в основном посуду. Это и крынки, и горшки. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Технология изготовления была несложной, но требовала определенных умений и навыков. Хорошо сделанная посуда из глины служила очень долго, в ней не портились продукты. На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов В глиняных крынках хорошо хранилось молоко в погребах, а сметана в глиняных горшочках.Парное молоко пили со ржаным хлебом из глиняных кружек. Позже появилась железная посуда. Здесь у нас представлены чугунки. Чугунок - крупный сосуд, горшок из чугуна, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части. .Из дерева делали кадушки и бочки для соления капусты и огурцов. Вкус капусты и огурцов необыкновенный. Самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии, и применялся в то время как лекарство среди знати. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец- промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров, изготовлявших самовары. Корыто - открытая продолговатая ёмкость. Изначально изготавливалась из дерева: половинку расколотого бревёшка, отделывали и выдалбливали с плоской стороны; корыта бывают: «ветловые», «липовые», «осиновые». В 19 веке начали делать металлические корыта, однако и деревянные продолжали использоваться в крестьянских хозяйствах. На Руси корыто известно с X века, об этом свидетельствуют археологические находки Великого Новгорода, Старой Ладоги и иных мест, где в земле хорошо сохраняется дерево. Использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу. В перевёрнутом виде использовали как большую крышку корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках. Форма их не менялась на протяжении веков, всегда была такая, как и сейчас вытянутая в отличие от тазов и мисок, предназначение которых очень схоже, но форма круглая. А размеры варьировались: от самых больших, достигавших 2 м в длину при ширине около см, до малых, имевших длину см и ширину см. Маленькие корытца применялись в кухне для приготовления пищи, резки и рубки небольших количеств продуктов Для сыпучих продуктов делались туески –короба из бересты. Зачастую они покрывались орнаментомИз ивовых веток плели корзины. Рубель - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами, Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. А здесь уже современныйэлектрический утюгДругой вид утюга – цельнолитой, изготовлялся из чугуна или бронзы. Такие утюги изначально нагревались на печи, а позже – на электрических и газовых плитах на медленном огне в течение получаса. Поскольку их нельзя было брать без прихватки, со временем цельнолитые утюги были значительно усовершенствованы: их стали делать парными – с одной общей съемной ручкой на два чугунных полотна. Пока одним полотном гладили, второе нагревалось, что делало процесс глажки непрерывным Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами. Поздними вечерами хозяйка дома ткала полотно для членов семьи. Крестьянские семьи были большие до 12 -14 человек.Полотна требовалось много, из которого пошивалась крестьянская одежда. В крестьянском доме все было продумано до мелочей. Специальное железное кольцо вставлялось в центральную балку потолка избы – матицу, к нему крепилась детская люлька. Крестьянка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала ее Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители.За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.Отец помогал мальчикам, наставлял, похвааливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за спиной невиснет», приговаривал отец В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники. Спасибо за внимание

КрестьянствоВыполнили ученицы 6б:
Асатуллаева Мохинур,
Мартынова Анастасия,
Черных Олеся

КРЕСТЬЯНСТВО - одна из
исторических первых
появившихся на земле
социальных групп,
занятая натуральным или
сельскохозяйственным
производством. Крестьянство
также было многочисленной
слоем средневекового общества.

Крестьянин - сельский житель, занимающийся
возделыванием сельскохозяйственных культур и
разведением животных как своей основной
работой.

Крестьяне были
на самой
последней
ступени
средневеково
общества. Рыцари
считали крестьян
людьми второго
сорта: низкими,
необразованным,
грубыми и грязными. Они были всегда голодными,
постоянно умирали от многочисленных болезней
во время эпидемий.

Крестьяне дворцовые и владельческие не имели
права покидать господские земли без разрешения
феодала(помещика), не могли принимать решений
и работать по своему усмотрению. Феодал мог их
продать или обменять. За нарушение правил он мог
их жестоко наказать. Но в тоже время он защищал их
от набегов соседей. Также они должны были нести
повинности: оброк и барщину.
Феодал также зависел от крестьян. Они его кормили,
убирали замки и т.д.

Деревни, в
которых они
проживали,
достигали
приблизительно
15 дворов. В
каждом уютном
семейном дворе
стояло не только
жилище, но и сарай, хлев, птичник и различные
пристройки для хозяйства. Чаще всего дом был
построен из дерева, камня, который крыли
камышом или сеном.

В одном
уютном
помещении
и спали, и
ели. В доме
стоял
деревянный
стол,
несколько
скамей,
сундук для
хранения
одежды. Спали на широких кроватях, на которых
лежал тюфяк с соломой или сеном.

В пищевой
рацион
крестьян
входили каши,
овощи, сырные
продукты и
рыба. В период
средневековья
хлеб не делали
по причине того, что размолоть зерно в состояние
муки было очень трудно. Мясные блюда были
характерны только для праздничного стола.
Вместо сахара крестьяне использовали мед диких
пчел.

Обычной одеждой крестьян
была льняная рубашка и
штаны до коленам или до
лодыжки. Поверх рубашки
надевали еще одну, с более
длинными рукавами, - блио.
Для верхней одежды
использовали плащ с
застежкой на уровне плеч.
Крестьяне ходили чаще
босиком или в неудобных
башмаках с деревянной
подошвой.

Зависимые крестьяне
устраивали восстания
против феодалов за
свободу. Но всё было
как раньше. И только
после Крестовых
походах сеньоры стали
обращаться лучше к
крестьянам. И не стали
восстанавливать
зависимость. краткое содержание других презентаций

«Сословия России в 17 веке» - Привилегия. Крестьяне. Дворяне. Иерархическое феодальное общество. Иерархия российских сословий. Суд о крестьянах. Крестьянство. Основные сословия российского общества в XVII веке. Белые слободы. Бояре. Общество. Черное духовенство. Посадские люди. Повинности крестьян. Сословный строй российского общества. Посадские ремесленники. Городское население. Владельческие крестьяне. Дворянство. Духовенство.

«Русская культура 16-17 века» - Художественное шитье золотом. Развитие русской культуры. Живопись. Шатровый стиль. Мастерские Московского Кремля. Растущее стремление. Специфика человеческой деятельности. Театр. Фрески Дионисия. Московский Кремль. Иван Федоров. Появление книгопечатания было неизбежно. Образование и книгопечатание. Сказание о князьях Владимирских. Поступательное движение. Печатное дело. Первые парсуны. Культура XVI-XVII века.

«Культура и быт 17 века» - Образование. Жанры в русской литературе. История Отечества. Живопись. Выпуск книг. Масляные краски. Архитектура. Развитие науки. Задание на урок. Деревянная архитектура. Новый стиль. Культура и быт 17 века.

«Мануфактуры 17 века в России» - Голландец Андрей Виниус. Крепостная и вольнонаёмная мануфактура. Государственная промышленность. Краткая характеристика экономического строя крепостной России. Специализация промыслов. Типы и виды мануфактур. Мануфактура. Мануфактуры, использовавшие труд приписных крестьян. Посадское население. Крупное производство. Экономика феодальной России. Широкий сбыт. Крепостное хозяйство.

«Быт России в 17 веке» - Быт дворян. Семья купца. Девичник. Крестьянская изба. Поэт. Купеческий дом. Домашний быт русских царей. Сословный быт 17 века. Сцена из жизни русских царей. Свадебный поезд. Престольная палата. Рябушкин. Царские хоромы. Быт горожан. Быт и обычаи крестьян.

«Русский быт 17 века» - Обиход крестьян был простым. Мужчины и женщины обувались в сапоги на высоком каблуке. Быт бояр и дворян. Пища русских людей. Одежда богатых украшалась вышивками и драгоценными камнями. Традиции. Обеспеченные люди жили в деревянных и каменных хоромах. Девушке строго полагалось блюсти свою честь. В гардероб крестьянина входили – лапти, штаны, сорочка; зимой – шуба и треух. Зимой надевали шубы и разнообразные по форме шапки-в зависимости от достатка.