И как алтарь без божества. Анализ стихотворения «Два чувства дивно близки нам

В различных изданиях это стихотворение печатается в двух вариантах. Один вариант состоит из двух строф, и в нем встречаются пропуски слов. Второй вариант включает еще одну строфу. И скорее всего, эту строфу редакторы вставили самостоятельно, основываясь на черновиках поэта.


В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Стихотворение было написано в . Наверное, каждый согласится с истинностью пушкинских слов. Отеческие гробы незримо связывают нас с родными людьми, ушедшими в мир иной. И человек, приходя к могиле, чувствует, что на какой-то миг сближается с этим человеком. Любовь к отеческим гробам заложена в нас на генетическом уровне.

Любовь к родному пепелищу – это любовь к родному дому, деревне, городу в котором вырос, ностальгия по родным местам. Она тянет человека возвратиться домой.

На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Духовная связь человека с родными местами и родными людьми – это духовные корни, которые позволяют человеку не опускаться до животного уровня, сохранять «самостоянье человека». Эта мысль подтверждается третьей строфой

Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир - пустыня,
Душа - алтарь без божества.

Стихотворение относится к философской лирике, в нем говорится о человеческих привязанностях, корнях его существования. По композиции оно состоит из одной цельной части. В первой строфе поэт выносит свое философское утверждение, во второй и третьей строфах развивает и углубляет основную идею стиха.

Во второй и третьей строфах рифма перекрестная, в первой кольцевая. Но в первой строфе обращает на себя внимание один момент: гораздо логичнее на первое место было бы поставить любовь к отеческим гробам, и только потом любовь к родному пепелищу. Тогда в первой строфе рифма тоже была бы перекрестная.

Поневоле напрашивается вопрос: случайна ли в этой строфе такая постановка строк, почему автор не использовал также перекрестную рифму, и не должна ли эта строфа выглядеть таким образом:


В них обретает сердце пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу?

В этом стихе поэт применяет христианскую терминологию, встречаются церковнославянизмы: самостоянье, святыня, величие, алтарь, божество. Тем самым подчеркивается духовная направленность поэтического размышления

Достаточно прочитать стихотворение Пушкина «Два чувства дивно близки нам … » чтобы проникнуться чувством единения с родной землёй, её народом и историей, включить в своё сознание историческую память, без которой невозможно ощутить принадлежность к стране, её культуре и традициям.

Оно по-пушкински лаконично и ёмко, выразительно и остро. Каждое слово значимо здесь. Попробуем выделить в нём ключевые слова, то есть те, которые несут главный смысл произведения. (Чувства, сердце, пища, любовь, родное пепелище, отеческие гробы, святыня, алтарь.)

Это не просто ключевые слова, а слова-образы. Вдумаемся в смысл каждого из них. О каких же чувствах говорит поэт? Что подразумевает под любовью к «родному пепелищу»
и к «отеческим гробам»?

Только некоторые старшеклассники воспринимают слово «пепелище» буквально, то есть как место пожарища; большинству же интуиция и эпитет «родной» подсказывает верный ответ — родина. И всё же уточним лексическое значение этого слова. Пепелище — родная земля; наследованный от предков дом, который в прежнем обиходе назывался отчим домом.

Когда-то давно жизнь семьи, поколение за поколением, проходила в родовом доме, и он становился для человека малой родиной. Этот дом не бросали; из него уходили, чтобы вернуться; его образ хранили на чужбине как святыню; его защищали в годину народных бедствий; в нём черпали духовные силы. Дом был центром жизни рода …

— Есть связь между «родным пепелищем» и «отеческими гробами»?

Самая прямая. Упоминание о «гробах» отправляет нас в прошлое, отсылает туда, где покоятся родные, близкие нам люди, то есть опять же к нашему роду и месту, где этот род обретает покой, и пока мы помним об ушедших, не исчезает род (народ!), не нарушается связь поколений, не выпадают звенья цепи: ушедшие продолжают жить с нами.

Значит, «любовь к отеческим гробам» — это память о родном и близком.

— Как вы думаете, это только память о родных людях или это понятие шире? Что же в таком случае входит в него?

Нет, конечно, Пушкин имеет в виду не только любовь к своим родным и близким. Понятие «отеческие гробы» вмещает в себя и историю родной земли и её народа, и память о прошлом. Любовь к родной земле тесно связана с памятью духовной, она основана на истории рода, народа, родины. Обратите внимание на то, что все эти слова одного корня!

— С чем сравнивает поэт «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» и почему?

Он называет их «животворящей святыней». Попробуем объяснить эти слова.

Святыня — это то, что свято, то, чему поклоняются. Животворящая — значит «дарующая силы, обновляющая, чудесная» (сравните: Животворящий Крест Господень).

Человек, ценящий и уважающий свою историю, культуру, народ, черпает в них силы, веру, надежду, любовь, справляется с любыми испытаниями и никогда не теряет чувства
собственного достоинства.

— Как помогают понять силу этих чувств пушкинские сравнения?

«Земля была б без них мертва, / Как … пустыня / И как алтарь без божества».

В самом деле, что такое алтарь (жертвенник) без божества? Он теряет всякий смысл и превращается просто в декоративное сооружение.

А вот в строке «Как … пустыня» пропущено слово — эпитет или часть развёрнутого сравнения. Попробуйте подобрать это слово.

Очень интересные варианты подбирают учащиеся: как бесприютная пустыня, как иссушённая пустыня, как без оазиса пустыня, как без кочевника пустыня; как без воды (без дождя) мертва пустыня и т. д.

Характерно, что ни один вариант не удовлетворяет их полностью: им не хватает пушкинской ёмкости.

Может быть, и Пушкин не нашёл подходящего слова? И предпочёл оставить пустыню без
эпитета: ведь пустыня и сам по себе очень значимый образ … Пустыня — это и место отшельничества, испытаний и Божественных откровений. Именно здесь готовился Иисус
Христос к своей великой Жертве.

Удивительно: после этих слов с предпоследней парты раздался робкий голос совсем не выдающегося ученика: «А может быть, надо было: «Как без Христа мертва пустыня»?»

Это философское патриотическое стихотворение. И патриотизм здесь не направлен прямо на Россию, Пушкин говорит о патриотизме для любого человека, вне зависимости от национальности. Из чего складывается это чувство?

В стихотворении на этот вопрос сразу даётся ответ. Он в соединении двух возвышенных чувств: к родной земле и к могилам предков. Человеку не должно быть всё равно, где похоронены те, кто дал ему жизнь, в каком состоянии их могилы, исполняет ли он заветы ушедших… Это связь с основами, уважение тех, кто подарил человеку жизнь. Любовь к родной земле, также страдавшей ради блага ныне живущих, является тоже определяющей. Родная природа может быть не самой щедрой, красивой, мощной, но она самая близкая. Каждому следует открыть сердце и увидеть красоту родного края. Например, о русской природе поэты часто говорят «печальная», при этом восхищаются её трогательностью.

В этих чувствах Пушкин видит величие людское. Не в научном прогрессе, не в искусстве, а именно в уважении и любви к своим основам. Нет ничего более отталкивающего, чем человек, который предаёт Родину, смеётся над своими родителями, не помнит своих корней. И если при этом он куда-то ещё «стремится», то мало надежды на успех без знания основ.

Без этих чувств мир кажется поэту тесным, но в то же время пустынным, а душа становится тоже пустыней. В завершении стихотворения поэт использует сильное сравнение: алтарь без божества. В отсутствии этих чувств всё бессмысленно. И кстати, на алтарь раньше приносили жертвы, то есть без великой цели все эти прошлые и будущие жертвы бесполезны.

Важно, что произведение поэта не является тяжеловесным, нравоучительным, оно изящно объясняет важнейшие философские понятия, значимые для каждого Человека. Любовь к Родине может быть важней любви к своему партнёру, так как она более глобальна, даже более значима.

Анализ стихотворения Два чувства дивно близки нам по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Помню я: старушка-няня Фета

    Каждого из нас в детстве воспитывали. И именно то человек, который это делал, скорее всего, и является для вас самым родным и близким. Неважно был ли это ваш родственник, или же просто нанятый человек для вашего воспитания

  • Анализ стихотворения На железной дороге Блок

    Александр Блок написал это интересное стихотворение в 1910 году. А интересно оно тем, что сам поэт сделал примечание о том, что это некое подражание одному из эпизодов произведения Льва Толстого

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основаны от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.


Лет до нашей эры.

· К концу советской эпохи в Поонежье обнаружено 95 па­мятников археологии,

в том числе: в Каргопольском районе - 48, из них 4 относятся к мезолиту, 40 - к неолиту и 4 - к средневековью; в Няндом­ском -15 неолитических стоянок, из них 11 - на озере Моше ; в Онеж­ском -10, из них к средневековью -1, остальные - к неолиту; в Плесец­ком - 22 неолитических памятника.

Найденные предметы с обнаруженных неолитических стоянок по характерной ямочно-гребенчатой керамике позволили отнести наход­ки к эпохе неолита и датировать периодом 2500-500 лет до н. э., при этом зафиксировалась принадлежность их не только к различным пле­менам, но и к разным археологическим культурам, получившим назва­ние: беломорской, карельской и каргопольской.

· Первый в истории и единственный в 12 веке документом по Заволочью явился -

Устав князя Святослава Олеговича от 1137 года с привязкой населенных пунктов (погостов), а именно – ………….Волок на Моше с Мошенским озером в Няндомском районе. В большей степени отождествляется с деревней Большой Двор, имеющий старинные корни в береговой полосе Мошинского озера.

Жители местности Шалакуши могли участвовать в Куликовской битве.

· В Михайловском списке Сказания о Куликовской битве упоминается,

о 30 000 отлично вооружённых воинах, участвовавших в сражении, пришедших из Белозёрья и Каргополя. Из 12 белозёрских князей погибли все.

Белозёрско-каргопольская рать вступила в бой на Куликовом поле, где была выставлена на главном направлении и почти полность погибла за Русь.

· Удалось установить имена только двух князей – Глеб Каргопольский и Андрей Кемский.

· В XII–XIII вв.

Новгородская земля устойчиво держалась общинно - республиканским форм общежития, сохранявшихся на протяжении многих столетий и не до конца задавленных идеологией и практикой крепостничества. Уже говорилось, что по специфике своего социально-политического устройства Новгород близок городам славянского балтийского Поморья (Южная Балтика). Эта специфика и составляла своеобразие Новгородской земли в рамках восточнославянского государственного и этнического объединения: изначальная слабость княжеской власти; большой авторитет религиозной власти (и в язычестве, и в христианстве); вовлеченность в социально-политические процессы разных слоев населения (помимо холопов-рабов).

Из пределов Новгородской земли эта система социально-политических отношений распространилась далеко на восток, вплоть до Сибири, как это показал, в частности, Д.К. Зеленин. Характерно, что подобная система особенное распространение получила на тех территориях, где земледелие существует, но оно неустойчиво, а потому большую роль играют промыслы и торговля.

Важен и еще один момент - на этих территориях никогда не было и не будет крепостного права , поскольку феодальные вотчины здесь не имеют смысла: насильно привязанный к месту смерд ничего не даст его потенциальному владельцу. Зато “дани” и “оброки” сохранятся в этих регионах на протяжении столетий. Повлияло на отсутствие крепостного права и то обстоятельство, что в сельской местности, находящейся в суровых и неустойчивых климатических условиях, требовались инициатива каждого работника и соблюдение принципа “артельности”. Это, в свою очередь, вызывало необходимость сохранения общинной общественной структуры, в которой господствовал принцип выборности руководителей, когда лица, занимающие выборные должности, осуществляли внутреннее управление общиной и представительство общины вовне ее.

· Усть – Моша древняя крепость. Водные пути

1)Онега - река Моша - озеро Мошинское - Вага;

2) Онега - река Моша - река Лепша - волок 3 версты - Пуксоозеро - река Мехреньга - река Емца - Северная Двина.

· Особо важное стратегическое значение име­ло озеро Мошинское,

сообщающееся с рекой Вагой по нескольким водным маршрутам:

через Спасское - Еменьгу - Тулму - Вель; по Охтомице - Пуе;

через Охтому по Канакше или Керзеньге на Паденьгу;

по Лиму на Ледь или Паденьгу.

Такая разветвленная водная сеть обеспе­чивала новгородцам контроль над бассейном реки Ваги на всем его протяжении в контактной зоне, что становилось крайне важно в пери­оды усиления борьбы за влияние в регионе и позволяло Новгороду своевременно осуществлять маневр силами и средствами.

Упоминание Усть - Моши с одной стороны и Мошинского озера с другой стороны и д. Большой двор – можно предположить, что д. Малая сторона и д. Большая сторона на реке Моша могла возникнуть в данный исторический отрезок, намного ранее о её первом упоминании.

· В 1478 году Новгородское княжество - московским князем Иваном 3

было окончательно присоединено к Московскому государству, в состав которого вошел и Каргополь. Московские князья передавали эти земли по наследству своим преемникам, как одни из богатейших своих владений на Севере.

· В 1538-1539 годах были написаны первые губные грамоты, Белозерская и Каргопольская.

Они были свидетельствами начала проведения в Русском государстве при направлении матери малолетнего Ивана 4-го (впоследствии Ивана Грозного) губной судебной реформы.

· Каргопольский уезд составлял одну из 16 важнейших частей Московского государства.

Уезд имел 3 стана (Каргопольский, Турчасовский, Усть-Мошинский (Большесторонская волость в 3 стане), Мехреньгский.

· В 1555 – 1556 годах по реке Моше было 74 деревни,

а также деревни по берегам Мошинского озера и погост на нем с церковной деревней Никольской. В доход государства жители этих деревень платили за пользование землей ямские, дьячие и подьячие деньги, за право ловли рыбы в реке Моше и Мошинском озере, а также охоты в окрестных лесах и другие налоги.

· В 1565-1572 годах Русское государство царем Иваном Грозным было разделено

на две части: опричнину и земщину. В состав опричнины входили территории, контролируемые самим царем. Среди многих земель, в нее входивших, были и северные районы страны, откуда в казну поступали налоги, исполненные черносошные крестьянами и богатыми городами (Устюг, Двина, Вага, Каргополь, Вологда, Галич).

Черносошными крестьянами в 14 – 16 веках назывались крестьяне, жившие на «черных» землях, являвшихся собственностью Русского государства в лице его главы – князя, а впоследствии царя. Они были лично свободными, владели обширными землями и несли все виды государственных налогов и исполняли различные повинности в пользу государства. В 18 веке черносошные крестьяне стали государственными.

· Усть-Моша издревле являлась столицей новгородских владений,

потом уступило Холмогорам. Само название Моша притягивает чем-то необычным. Оно связано с финоугорским божеством Мокша. Другими словами, еще в 17 веке Моша являлась стратегически важным пунктом, который ни объехать, ни обойти невозможно.

· В период Смутного времени, после неудачной попытки взять город Каргополь

1612 – 1614 и 1615 годах шайки польских и литовских войск. а вместе с ними и русских разбойников, разбрелись по Каргополью, грабя деревни и убивая жителей. Некоторые из этих шаек поднялись по течению реки Моши, и дошли до Мошинского озера. Местные деревни были разграблены, а многие из жителей убиты.

· С 1612 по 1616 было неспокойно в Каргопольском крае…

· Избранному в 1613 году первому Российскому царю из династии Романовых

Михаилу Федоровичу, Каргопольцы в своей челобитной писали, что враги «великую конечную победу учинили. Все наши волости пусты, никакого хлеба нет и имущества погребено, скот выбит, искупится перед посланными оброками нечем».

· В писцовой книге 1622 года Усть-Мошинского стана, отмечалось, что жители

деревень по реке Моше «прожитьем похудали от Ливонских людей войны от хлебной скудности». В то время многие из них ушли неизвестно куда, часть из них переселилась в более крупные (не разоренные) деревни, а некоторые собирали подаяние. Несмотря на это, жители этих деревень должны были заплатить в доход государства деньги: ямские, писчальные, за городовое и засечное дело, за изготовление селитры, за рыбную ловлю, за содержание наместника, за сенокосы и т.д. Всего 8 рублей, 12 алтын, 4 деньги.

Шалакуша 1648

(Шалекуша Большая и Малая)

· Первое упоминание о Шалакуше

· (Шалекуша Большая и Малая)

По материалам переписной книги.

· Церковь Николая Чудотворца. Деревянная.

· Каргополец Семён Етихеев

заключил запись с церковным старостою Стефаном Григорьевым и всеми крестьянами Шалакушской волости Каргопольского уезда, что 12 мая 1695 года он выстроит рубленную (в лапу) колокольню к церкви из 3-х саженых брёвен.

При этом от земли вверх на 1\3 сажени он должен рубить четверикам и рундук в одних стенах с мостом наравне. Высота колокольни была 6-ть сажень. Дверей было 3 с выпуском над дверьми наверху. Одни двери вели в амбар, другие в паперть, третьи – с паперти в трапезу. В самой трапезе «трои двери в косяках, из которых одни двери вели в церковь, другие на паперть, а третьи придел или кладовую.

· В Усть-Мошенском стане числится волость Шалекушка Большая и Малая.

По материалам Оброчной книги

· В царствование Петра 1 (1689 - 1725)

Каргопольский уезд в административном отношении был подчинен с 1703 года Олонецкой корабельной верфи.

· Каргопольский уезд вошёл в состав Ингерманландской губернии.

· Каргопольский уезд причислен к Санкт- Петербургской губернии.

· Каргопольский уезд причислен к Белозёрской провинции Новгородского наместничества.

· В царствование императрицы Елизаветы Петровны (1741 - 1761) в пятидесятых

годах 18 века монополия на торговлю северным лесом была отдана императрицей своему фавориту графу Шувалову, продавшему бассейн реки Онеги и ее притоков Английской компании волжского Лесного порта. Заготовка и сплав леса для этой кампании стали повинностью местных крестьян.

· Цервовь Сретенья Господня Шалакушской волости, число дворов 42.

· В царствование императрицы Екатерины 2 (1762 - 1796) в Каргопольском уезде

1765 – 1766 годах корабельные подмастерья Трифанов и Матвеев и ластовых судов мастер Скуваров провели опись лесов, «годных к кораблестроению и прочих судов строению». При Мошинском стане Никольского прихода такие леса были описаны «по обе стороны реки Моше».

· Каргопольский уезд вошёл в состав Олонецкой губернии.

· Каргопольский уезд причислен к Санкт-Петербургской губернии.

· Шалекушская волость из двух деревень. По материалам реестра поселений 1790 год.

· Антимис в церкви.

· В Усть-Мошенской вотчине всего 3113 ревизких душ.

Главное поселение Усть-Мошенский погост, числится Шалекушский приход.

Каргопольского шестого благочиния Шалакушского прихода священник Алексей Попов и церковный приказчик Андрей Пуминов в прошениях объявили, что паперть и трапеза обветшали и требуют ремонта.

Резолюция архирея-

«Непонятно для меня как прихожане хотят перестроить одну трапезу с папертью, не упоминая церкви, при этом, что должно быть о сем прошении от прихожан ко мне писанное по законам с доверенностью, а не рапорт духовного правления, и по сему сей рапорт не умею и пустить в дело»

· Антиминс в церкви.

Часовня в честь Казанской Богоматери в деревне Большая сторона в 4-х верстах от церкви, деревянная, постоенная тщанием прихожан по случаю прекращения скотского падежа.

· По материалам Ведомостей Новгородской епархии….

Церковь Сретенья Господня с трапезной тёплая, вторая Николая Чудотворца.

· Первая церковь Сретенья Господня построена неизвестно когда.

· Вторая Николая Чудотворца построена в 1689 году.

· Богдановская волость

(местоположение волостного правления с. Богданово Усть-Мошенского церковного прихода) В ней Большесторонское сельское общество (сельское правление д. Большая сторона Шалекушского прихода (также входили Лепшинская, Шалекушская, Лелемская, Веральская)

· До начала 50-х годов XIX столетия школы в уезде практически отсутствовали.

Процент грамотеев среди крестьян был очень мал. На сельское общество их было по несколько человек. Учились они грамоте благодаря счастливой случайности или от отставного солдата, или, что вероятнее, от староверов, наводнявших в то время каргопольский край. Так, в Богдановской волости грамотных взрослых крестьян, судя по семейному рекрутскому списку 1856 года, было: в Богдановском обществе 25 на 62 деревни; в Воробьевском сельском обществе 4 на 23 деревни и в Большесторонском обществе 16 на 30 деревень , а всего 45 грамотных крестьян на 115 деревень волости.

· Создается Большесторонская волость, волостное правление в д. Большая сторона.

· Постоенная церковь в 1711 году Сретенья Господня

и при ней церковь во имя святителя и чудотворца Николая, построена в 1684 году тщением прихожан. Здание деревянное, колокольня отдельно с новой крышей. Престолов в них по одному. Ближайшие престолы в Лельме и Лепше

· Эпидемиологические болезни (Натуральная оспа в Большесторонской волости)

· Об исправлении колокольни.

Крыша на Сретенской церкви ветха и течёт. Помост старинный в алтаре, но не гнилой. Сама церковь покривилась в южную сторону. Колокольня не обшита тёсом.

· Церковь святого Николая невилика,

но присоединить в ней паперть, то естьсделать церковь с папертью одним вместилищем через уничтожение северной и западной стен церкви, к коим присоединена паперть, кажется невозможным, потому, что церковь построена совершенно отдельно от паперти, и если уничтожить стены церкви, то не на чём будет держаться куполу церкви.

Посему для распространения сий церкви можно только увеличить западные двери

церковные, и помост паперти сравнять с полом церкви – последний много выше первого. Стоящие на паперти смогут лучше видеть и слышать.

· Изъявление благодарности (волостным старшинам за сбор податей) ...Большесторонская, Мишковская, Быковская волости

· Перекрыта крыша новым тёсом и настлан новый потолок в церкви.

· Административная волость – Большесторонская.

Местоположение волостного правления д. Большая сторона Шалакушского прихода.

· Ремонт церкви.

· Церковь во имя Сретенья Господня

одноглавая, тёплая с холодной папертью в длину с папертью в 6 сажень в ширину 4 сажени. (12,7м х 8,5м) Построена в 1711 году, а в 1867 году сделано в ней исправление – перекрыта крыша новым тёсом и настлан новый потолок. Антиминс 1803 года.

При церкви Сретенья Господня с восточной стороны церковь Святителя Николая (холодная) с такой же папертью, в длинную имеет 4 сажени, в ширину 3 сажени. Построена в 1684 году, снаружи обита тёсом, крыша ветхая и на церкви. Одноглавая.

Колокольня находится отдельно от церквей, шатровая обитая тёсом. Антиминс 1793 года.

· Святотатство

(в д. Малая сторона Большесторонской волости) Кража в часовне Флора и Лавра.

По данным государственного архива Архангельской области …..

· Отчеты благочинных….

Церковь Сретенья Господня (Шалякушский погост) «В Шалякушской Сретенская церковь»

· Опись имущества

Церковь тёплая в 1711 году, и при ней церковь Святителя Николая (холодная) постоенная в 1684 году.

Зданием деревянным с отдельною колокольнею в 1869 году исправленною и обшитую тёсом. Снаружи всё обитые тёсом. Престолов в них по одному.

Часовни две.

· Первая Часовня

в честь Казанской Богоматери в деревне Большая сторона в 4х верстах от церкви, деревянная, постоенная тщанием прихожан по случаю прекращения скотского падежа.

· Вторая Часовня

в честь святых мучеников Флора и Лавра находится в деревне Малая сторона в полуверсте от церкви, построена на средства прихожан неизвестно когда.

· Слабыми усилиями был воздвигнут дом для земского училища – помощь церкви.

· По сведениям Олонецких губернских ведомостей.

….Каргопольский уезд. Озимые хлеба на полевых землях большею частью хороши, а на лесных распашках редки……. А в Малосторонском обществе Большесторонской волости озими от разлива реки Моши совсем пропали. Посев яровых окончен.

· В списке волостей и сельских обществ Каргопольского уезда Олонецкой губернии

в 3 стане значится Большесторонская волость, в ней Лелемское, Малосторонское, Шалякушское, Лепшанское, Веральское сельские общества.

· В Шалякушском сельском обществе 1 деревня 410 человек.

· Строится железная дорога.

11 июня 1894 года Александр III подписал 6-е дополнение к Уставу Общества о сооружении Вологодско – Архангельской железной дороги.

· В 1894 году было принято решение о строительстве участка Вологда - Архангельск,

в связи с чем Общество Московско-Ярославской железной дороги было переименовано в Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Применительно к узкоколейной железной дороге использовался термин «Ярославско-Вологодско-Архангельская линия».

· Узкоколейная железная дорога Ярославль - Вологда - Архангельск была одной из

крупнейших в истории России узкоколейных железных дорог общего пользования. Протяжённость узкоколейной железной дороги от станции Волга (Ярославль) до станции Архангельск-Пристань составляла 837 километров, ширина колеи - 1067 мм.

· Стоимость работ

по прокладке лишь одной железнодорожной версты достигала 40-90 тысяч рублей.

· Писатель и художник К.А. Коровин,

художник В.Серов и Сава Мамонтов были в Шалакуше (период июль – сентябрь)

· Строительство железной дороги прошло по трём волостям Каргопольского уезда –

Мелентьевской, Андреевской, Большесторонской . Протяённость пути составила 155 вёрст. В строительстве участвовало местное население. По этой причине в 1895 году в 2 и 3 (Большесторонская волость) станах уезда сократился промысел охоты и рыболовства.

· Общее количество рабочих в пределах уезда доходило до 8000 человек.

· Каргопольские купцы открывали трактирные заведения в населённых пунктах,

прилегающих к дороге. Братьям Серковых принадлежала винная лавка в Шалакушах (д. Большая сторона, 200 саженей от дороги – около 400метров).

Для поддержания порядка властями была запрещена торговля спиртными напитками в воскресенье и праздничные дни.

состоялось открытие временного движения поездов от Вологды до ст. Архангельск – пристань.

· В 1899-1901 годах вологодский купец Грачёв и онежский купец Можайский

с компанией из 24 человек построили в Шалакуше первый лесозавод. Он представлял собой деревянное здание лесопильного корпуса и деревянной кочегарки. Оборудование лесопильного корпуса было очень простым: две тихоходные пилорамы, один торцовый станок, один обрезной станок и одна пила - дроворезка. В кочегарке установили паровую машину и небольшую «динамку» для освещения лесопилки. Заготовку леса производили в верховьях реки Моши, а затем по воде он попадал на завод. За пользование рекой предприниматели платили жителям 40 рублей в год, так как берега реки были сенокосными угодьями граждан Шалакуши.

· В начале 20 века река Моша была многоводна.

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам -

Эти бессмертные строки А. С, Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст ф. Искандера «Дедушкин дом».

Нужно быть очень осторожным в выборе цитаты для по­строения вступительной части рассуждения. Высказывание писателя в данном случае должно будет содержать одну из основных мыслей текста и в то же время давать возмож­ность выхода на анализ его идейного звучания и проблема­тику. Иллюстрацией выхода через цитату на проблематику всего текста является первый пример.

Выбранное высказывание должно быть кратким, вырази­тельным и желательно содержащим обобщающее умозаклю­чение.

Таким образом:

· Написать о впечатлении, которое произвел текст.

Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.

· Можно обрисовать типичную (аналогичную

изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)

· Конструкцией «именительной темы»: «Любовь…

Сколько о ней сказано!… » Так можно начинать сочинения на «вечные» темы.

Каким бы ни было вступление по форме и содержанию, нужно помнить о необходимости смысловой и грамматической связи вступительной части с последующими. Следует особо отметить, что вступление сочинения не должно быть чересчур растянутым, ведь оно выполняет лишь роль подготовки к главной части. Не забудьте, что любое вступление держится на трех китах: конкретизация темы, постановка проблемы и переход к основной части.

С целью самопроверки попытайтесь определить в приве­дённых вариантах вступления функции последних предло­жений по отношению к содержанию абзаца и по отношению к возможным последующим частям сочинения-рассуждения. .Какие средства связи этих предложений с предыдущими ис­пользовали авторы?

Попробуйте составить тематические предложения частей, которые могли бы последовать за вступлениями, приведён­ными, в содержании главы, Какие средства связи абзацев вы использовали?

Основная часть начинается тогда, когда вы приступаете к непосредственному анализу текста

Как заканчивать сочинение?

Как уже было отмечено, хорошая композиция требует наличия необходимых композиционных частей: вступления, основной части и заключения. В заключительной части сочинения подводится итог все­му сказанному, делается обобщение; может быть также развёрнута мысль, выраженная во вступительной части. Последняя часть сочинения строится из двух составляющих: исчерпывающий ответ на вопрос вступле­ния и шаг в сторону актуальности. Стремитесь дописывать свое сочинения до последней точ­ки, то есть до того момента, после которого уже ничего нельзя добавить. Используя в заключении чужие слова (высказыва­ния знаменитых писателей или критиков), не заканчивайте ими - чужие мысли не должны заменять ваших собственных.



Очень выигрышным в заключении является обращение к актуальности, поскольку вы можете очаровать того, кто будет проверять ваше сочинение, своим современным восприятием поставленной проблемы.

В конце рассуждения выпускником может быть выражена позиция в отношении к поставленной в тексте проблеме (проблематике), могут быть выражены мысли в связи с те­мой, поднятой автором текста. Ниже приведено несколько возможных вариантов заключительной части сочинения-рассуждения.

1) Позиция автора во многом близка мне, но я считаю,
что основное назначение образования состоит в том, чтобы сделать людей более гуманными, более чуткими к окружаю­щему миру. Я тоже думаю, что спасёт мир не красота, а именно образование - фундамент взаимоотношений меж­ду людьми. Ведь человек, освоивший культуру многих поко­лений, не пойдёт против нравственных законов чести, добра и справедливости, никогда не переступит через свои убеж­дения.

Мы должны стать лучше, чтобы не повторить ошибок пре­дыдущих поколений, а жить мирно и счастливо, и именно об­разование способно помочь нам в этом,

2) В. Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы живём в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами ли­шаем себя возможности ощутить то непередаваемое состоя­ние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть её та­кой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.



3) История готовит нас к будущему, поучая прошлым,-вот та мысль, которую помогает нам понять Г. Смирнов. И мы должны быть внимательны к этим поучениям истории, а для этого нужно знать, как происходили её важнейшие со­бытия, какими были люди, участвовавшие в них и их вершив­шие. Так будем хранить память о предках и будем достойны
этой памяти!

Таким образом, экзаменующийся должен продумать, чем он закончит сочинение:

· 2-3 предложениями, «дублирующими» вступление.

Минимум сочинение должно состоять из 6 абзацев: это вступление, 4 пункта критериев, заключение. Можно каждый приведенный аргумент начать с нового абзаца.

Советы:

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому. Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

1. Вступление.

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент.

8. Вывод (заключение).

Методика «ключевых фраз» при написании ЕГЭ (задание С).

Анализируя критерии оценки задания С и опыт выполнения его ранее, убедилась в эффективности методики «ключевых фраз» для планировании и грамотного оформления письменного высказывания. На наш взгляд, она открывает возможность тренировать навык четкого, убедительного и образного изложения мыслей учащимися при работе в любом из вышеперечисленных жанров. Доведенные в течение учебного года до автоматизма навык перефразирования вопроса, или пункта плана, способность опираться на текст при развертывании ответа и умение ярко за счет выражения собственного мнения начать и окончить творческую работу позволяют даже среднему учащемуся-«негуманитарию» логично, полно и интересно раскрыть предложенную тему.

План написания любого сочинения .

Эпиграф.

I. ВСТУПЛЕНИЕ (1/5 часть)

1. Почему я выбрал данную тему?

2. Что я знаю о писателе и его творчестве, о данном произведении и его месте в литературном процессе?

3. Краткий пересказ сюжета (не более 5 предложений).

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (3/5 части)

1. Мысль (идея, постулат, тезис, исходная позиция), которую буду доказывать.

2. Аргументы (доказательства), подкрепленные цитатами из произведения. Тропы в языке писателя при создании образа (цитаты-примеры).

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1/5 часть)

1. Вывод: подтвердился ли заявленный мною тезис?

2. Чем произведение и его основная мысль актуальны для дня сегодняшнего?

3. Что дало мне знакомство с данным произведением?

4. О чем заставило задуматься?

Речеведческий комментарий

Рассуждение представляет собой монологическое высказывание, имеющее целью доказать истинность или ложность главного утвер­ждения текста.

В любом рассуждении имеются две части: тезис, т. е. утверждение, ко­торое нужно доказать, и аргументы (доводы, доказательства, примеры).

Вот как это можно представить на схеме:

Тезис (утверждение)

Почему? Потому что...


Вывод

Тезис (греч. thesis - положение, утверждение) - положение, 1 истинность которого должна быть доказана.

Аргумент (лат. argumentum) - основание, довод, приводимый для подтверждения или опровержения чего-л.

Вывод - логический итог рассуждения; умозаключение.

Вот несколько советов, как подготовить выпускников к успешному выполнению этого задания.

1. Необходимо обучить прежде всего вдумчивому прочтению текста, выработать умение определять его тему и проблему (здесь помогут задания А27 и А28). Всматриваться в языковые средства выразительности (см. зад. А32).

2. Учащийся должен хорошо знать особенности жанра рецензии и эссе и стремиться их выдержать.

И очень важно обучить учащихся умению рассуждать по понятной проблеме, правильно строить текст-рассуждение, в котором обычно выделяются три части:

1. Тезис (высказывается какая-то мысль);

2. Доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а)..., б)..., и т. д. сопровождаемые примерами;

3. Вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказанным и четко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее суждение и бесспорнее вывод.

Важно, чтобы в тексте между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь.

Учащиеся должны быть готовы рассуждать по многим проблемам, порой, совершенно неожиданным. Готовясь к ЕГЭ с выпускниками прошлых лет, мы проработали не только тексты в тестовых заданиях, но и написали сочинения - рассуждения на следующие темы:

«Жизнь - путь к счастью, но не каждому дано одолеть все этапы пути».

«Чтобы стать счастливым, надо прежде всего осознать, в чем твое счастье, а затем - найти к нему дорогу».

«Счастье у каждого неповторимо».

«Народная мудрость это колодец, из которого черпают, не опорожняя его».

«Из чего вырастает чувство Родины»

«У каждой нации - велика или мала она - есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить».

«Гордиться своей нацией - патриотизм, хвастаться своей нацией - национализм».

«Путь от вражды к дружбе куда длиннее, чем от дружбы к вражде».

«Дружба, выдержав испытание горем, может не выдержать пробы на радость».

3. Продумать композицию и языковое оформление сочинения. С чего начать? Как соединить анализ текста с оценкой средств выразительности, использованных в нем.

4. Необходима большая подготовительная работа по изучению основных средств выразительности.

Средства художественной выразительности разнообразны и многогранны.

Лучше находят учащиеся в тексте такие тропы, как эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболу, олицетворения. Работе над данными изобразительно-выразительными средствами уделяется большое внимание на уроках литературы.

К выразительным средствам языка относятся и стилистические фигуры, или фигуры речи: анафора («единоначалие»), антитеза, параллелизм, бессоюзие, градация (расположение слов по возрастающей или убывающей значимости), оксюморон, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, эпифора и т. д.

Целесообразно записать все эти понятия из «Словаря литературоведческих терминов» в отдельные тетради и заучить их, подобрать по 2-3 ярких примера из текста художественной литературы.

Учащийся должен четко усвоить, что нужен не пересказ текста, а его интерпретация - толкование затронутой в тексте проблемы.

Я часто прибегаю к такому методу, читаю вслух лучшие работы учащихся, анализирую их, особое внимание обращаю на самые удачные моменты в сочинении. Работая с сегодняшними выпускниками, я даю им в качестве образца работы прошлогодних выпускников. Это очень помогает совершенствовать навык написания сочинения - рассуждения на заданную тему.