Кто отец аполлона. Бог аполлон - древнегреческий бог солнца

Миф об Аполлоне

Мистерии древней Греции насчитывают по крайней мере 20.000 лет. Греческая мифология видимо отражение неких событий очень далекого прошлого. Эта мифологическая греческая история богов взята, возможно, из Атлантиды. Миф об Аполлоне во многом поучителен. В Аполлоне есть нечто от иного далекого мира — некое качество, видимо обусловленное его связью с таинственной страной гипербореев. Удивительно, но имя его совпадает с именем Ангела Бездны Аполлиона в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе).

Титанида Лето сошлась с уже женатым богом Зевсом. Предавались любви они в образе перепела и перепелки, в результате чего Лето забеременела. Но родить она никак не могла, потому что законная супруга Зевса Гера намеренно удерживала возле себя богиню родов Илифию. Так Лето и скиталась беременной, пока не добрела до острова Делос, где и разрешилась от бремени вначале дочерью Артемидой, затем, уже с помощью Илифии, сыном - Аполлоном. Богиня Фемида вскормила маленького Аполлона нектаром и амброзией, а Гефест подарил ему лук и стрелы.

Богиня Лето - образ матери, «славной своими детьми». Это ее главное достижение. Ее называли «вечно милой» и «вечно кроткой». Лишь благодаря детям она заняла почетное место на Олимпе. Ее сына традиционно называли не по отчеству, а по имени матери - Летоид, что считается подтверждением его матриархальных предпочтений. Сын Лето на пару с сестрой убил титана Тития, который домогался его матери. (Ни одна другая мать греческой мифологии не была под такой защитой.)

Еще будучи совсем юным Аполлон убил змея Пифона (Дельфиния), детище Геры, опустошавшего его родной остров и преследовавшего его мать. Затем он очистился от скверны убийства в Фессалии и вернувшись, учредил Пифийские игры в родных Дельфах. Бог Пан научил Аполлона прорицаниям и тот учредил в Дельфах свой храм с жрицами -пифиями, которые в трансе предсказывали будущее. Аполлон вообще почитался как оракул и пророк, его называли «водителем судьбы» (Мойрагетом).

Позже Аполлон, Артемида и Лето во всех олимпийских и земных распрях выступали единым семейным фронтом (исключение составляло лишь соперничество Артемиды и Аполлона между собой). …

Богом Солнца Аполлон стал в довольно позднее время. Особенно интересным является позднее античное сочинение - речь римского императора и мистика Юлиана Сонцепоклонника «К Царю Гелиосу».

В христианское средневековье художники любили изображать гору Парнас с Аполлоном и музами; его как бога Солнца, правящего колесницей; в компании с сестрой Артемидой; влюбленного Аполлона и отвергающую его Дафну; а также состязание Аполлона и Марсия. Это объяснимо - люди искусства предпочитали изображать его по большей части как покровителя искусств и ревнивого соперника в творчестве, а также отвергнутого девушкой влюбленного. Это, видимо, были эмоционально близкие им сюжеты.

Бедненко Г.Б., 2004

Среди многочисленных солнечных божеств одно привлекает внимание своей крайней неоднозначностью, вобравшей в себя все характеристики самого Светила — Аполлон . Ни один народ, кроме греков, причём не ранних, светлых, а поздних, соприкоснувшихся с Египтом и Халдеей и обожженных их мудростью, не запечатлел так точно Дух Дневного Светила, освещающего, безжалостно открывающего секреты, обжигающего и самодостаточного в своём совершенстве. …

Аполлон — один из древнейших богов Греции. Считается, что его имя происходит от греч. àπελάω «отвращающий », или от απέλλα «собрание ». В крито-микенских текстах его имя не встречается. Считают, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. В мифах более раннего периода Аполлон склонен к опрометчивым поступкам, скор на расправу, в мифах позднего периода — он сама рассудительность, гармония, созидание, от которых, правда, веет холодом совершенства. Аполлон — второй по значению бог в греческом пантеоне, уступающий только Зевсу. Это бог солнца, искусств (особенно музыки), пророчества и стрельбы из лука. Он — законодатель и каратель; покровитель медицины, способный также насылать болезни; защитник пастухов. …

Эпитеты Аполлона многочисленны и разнообразны: Пеан и Пеон («Разрешитель болезней»), Мусагет (водитель муз), Мойрагет («водитель судьбы»), Феб («Лучезарный» — указывает на чистоту, блеск и прорицания), Сминфей (Мышиный), Алексикакос («Отвратитель зла»), Апотропей («Отвратитель»), Простат («Заступник»), Акесий («Целитель»), Номий («Пастух»), Дафний («Лавровый»), Дримас («Дубовый»), Ликейский («Волчий»), Летоид (от имени матери), Эпикурий («Попечитель»)…

Хорошо известны и деяния Аполлона. Наиболее известна змееборческая ипостась этого бога. Аполлон рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона (Дельфиния), преследовавшего Лето и опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где некогда был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с титанами и гигантами. Уже в этих мифах очевидна карающая природа Аполлона. …

Функции Аполлона очень противоречивы. С одной стороны он водитель муз, Мусагет, покровитель искусств, поэзии и музыки. Но вместе с этим, своими стрелами он несет смерть, разрушение и чуму (например, в начале Илиады). Существуют упоминания того, что Аполлон был не прочь поохотиться вместе с сестрой, и эта охота была страшна и безжалостна. Образ его внешне благороден, его одежды источают волшебный свет и аромат, он играет на изящном инструменте, который издает нежный, размеренный звук. Прекрасный, как белый лебедь, Аполлон мог быть жестоким и губительным, как волк. Поэтому его также называли «Волчьим» и приносили ему в жертву тех животных, которых предпочитают эти четвероногие губители стад. …

В Аполлоне есть нечто от иного далекого мира — некое качество, видимо обусловленное его связью с таинственной страной гипербореев. Когда после рождения сына Зевс подарил ему запряженную лебедями колесницу, Аполлон отправился на ней не в Дельфы, а к гипербореям, у которых пробыл целый год. Впоследствии он ежегодно на некоторое время удалялся в эту «благословенную страну света».

Златокудрый бог солнца, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (Мусагет), покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов, а также очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра Артемида - Луну).

Сын богини Латоны (Лето) и Зевса, брат-близнец Артемиды, внук титанов Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света.

Отец Аристея (от нимфы Кирены), Лапифа, Фемонои, Орфея и Лина (от музы Каллиопы), Асклепия (от Корониды, которую он убил за измену со смертным), Яма. Приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни.

Среди его жертв - сыновья Ниобы, Пифон, сатир Марсий, сыновья Алоэя Отос и Эфиальт.

За насмешку над юным богом любви Эротом был наказан неразделенной любовью к нимфе Дафне.

Виктория Зырянова AKA Caroline

Культ Аполлона получил распространение в Риме в V в. до н.э. Источник - разумеется, Греция, также Аполлону поклонялись этрусски, которые называли его Аплу (Apulu). Расцвет культа относится ко времени правления Августа, считавшего Аполлона своим покровителем. Поначалу, Аполлон считался только богом-врачевателем, но позднее он полностью принимает свои "греческие" функции. Строительство храма Аполлона в Риме - 432 г. до н.э. Этот храм, взлиз Палатина, был один из самых богатых в Риме.

Как светлый бог неба, которому ненавистно все нечистое и нечестивое, Аполлон уже вскоре после своего рождения отправляется на истребление злых сил мрака. Он убивает своими стрелами великого Тития и дракона Пифона, чудовище, которое жило в узкой долине Плейста около Дельф и губило людей и скот. Все мифы об Аполлоне — не что иное, как прославление победоносной силы весеннего солнца над мрачными силами зимы.

Аполлон, с одной стороны, — борец против всякого зла и всего нечистого, но, с другой стороны, древние же предания представляли его страшным богом смерти, поражающим своими далеко разящими стрелами людей и животных. Такие сказания легко объясняются стихийным значением этого бога. Ведь солнечный луч хотя и изгоняет ледяную зиму, он в то же время с возрастанием летней жары опаляет и губит…

Но главное значение в Греции Аполлон получил как бог-оракул, предсказания которого имели сильное влияние до позднейших времен на политику государств, судьбы людей и семейств. Не будучи в состоянии сам прозревать будущее, он возвещает как пророк решения Зевса. По большей части от имени бога предсказывали женщины и девушки — сивиллы. Всех прорицателей с течением времени затмил оракул в Дельфах, решения которого в продолжение долгого периода греческой истории имели, особенно у дорийских племен, почти всемогущую силу.

Дельфы были главным местом культа Аполлона. Находившийся там великолепный храм был во времена Писистратидов выстроен заново после пожара и, благодаря всевозможным приношениям, его богатство неуклонно возрастало. Не менее известным местом культа Аполлона был остров Делос, его родина. Священные места находились у подножия горы Кинф, впрочем, весь остров был посвящен богу, и здесь запрещено было хоронить мертвых. В честь бога каждые четыре года праздновались торжественные игры, которые, по преданию, были установлены Тезеем.

Римский Аполлон перешел в Рим из Греции, ибо здесь также сильно ощущалась потребность в боге-предсказателе. Римские боги, хотя и делали намеки на будущее, но в своих ответах ограничивались одним «да» или «нет». В то же время и представление о боге-целителе проникло в Рим. Особенно блестящее развитие культ Аполлона получил благодаря императору Августу, который свою победу при Акциуме приписал главным образом помощи этого бога и потому воздвиг ему великолепный храм на Палатине, украсив его знаменитой статуей Скопаса, изображавшей Аполлона Кифареда.

Самая знаменитая из всех статуй Аполлона, без сомнения, — Аполлон Бельведерский в Ватикане, найденный в 1503 г. около Неттуно, древнего Акциума. Важнейшие божественные атрибуты Аполлона: лук, копье, колчан, лавровый венок, форминга.

Все мы в детстве слышали легенды о греческих богах. Сегодня есть возможность познакомиться с одним и них — Аполлоном.

Кто такой Аполлон?

Аполлон (или другое название Феб, что означает «лучистый») — это Бог в греческой мифологии: златокудрый, с серебряным луком бог, который является хранителем стад, света (ведь солнечный свет символизировали его золотые стрелы), бог науки и искусства, бог- целитель, глава и покровитель муз.

Также Аполлон был предвестником будущего, покровителем дорог, путников и мореплавателей. В греческой мифологии он олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).

Аполлон является сыном Зевса и нимфы Лето, братом Артемиды, олимпийским богом, который объединил в себе классический образ архаичных и хтонических рис догреческого и малоазийского периода развития (этим объясняется разнообразие его функций — как губительных, так и благотворительных, а также сочетание в Аполлоне темных и светлых сторон).

Аполлон был рожден на плавучем острове под названием Астерия, на котором встречались тайно Зевс и нимфа Лето, которой ревнивая жена Зевса Гера запретила вступать ногой на твердую землю. Остров, на котором родились двое божественых близнецов — Аполлон и Артемида, позже стал называться Делосом, а пальма, под которой произошли роды Лето, стала священной, как и само место рождения бога Аполлона.

Аполлон имел множество талантов. Он прославился как основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен. Он является хорошим музыкантом. Свою кифару златокудрый Аполлон получил от бога Гермеса в обмен на коров. Сын Зевса считается покровителем певцов и музыкантов, за что получил прозвище Мусагет. Он жестоко наказывает тех, кто пытается соперничать с ним в музыке. И щедро награждает, тех кто поклоняется ему.

Аполлон (Феб), сын Зевса, бог света и солнца, охранитель жизни и порядка

Аполлон (Феб), греч. - сын Зевса и титаниды Лето, бог света и солнца, охранитель жизни и порядка, грозный стреловержец и непогрешимый прорицатель.

Аполлон родился на острове Делос, куда бежала его мать, спасаясь от Пифона, страшного змея с головой дракона, преследовавшего ее по приказу Геры, ревнивой жены Зевса. Тогда Делос был плавучим островом, носившимся по бурным волнам, но у Лето не было другого выбора, так как по воле Геры она не могла найти прибежища на твердой земле. Но как только Лето вступила на Делос, случилось чудо: из морской пучины поднялись вдруг две скалы, преградившие дальнейший путь и острову, и Пирону. На горе Кинф Лето родила двойню: дочь Артемиду и сына Аполлона.


Когда Аполлон вырос, он взлетел в небо со своим привычным оружием - золотой китарой и серебряным луком - и направился в страну, где жил Пифон, чтобы отомстить за преследование своей матери. Он нашел его в глубоком ущелье под горой Парнас, засыпал его дождем стрел и после короткой схватки убил. Тело Пифона Аполлон зарыл в землю и, чтобы после него не осталось даже памяти, переменил прежнее имя страны - Пифо - на Дельфы. На месте своей победы Аполлон заложил святилище с оракулом, чтобы возвещать в нем волю Зевса.

Хотя Пифон был отвратительным чудовищем, происхождение у него было как-никак божественное, поэтому Аполлон должен был очиститься от его убийства, иначе он не мог бы приступить к своим божественным функциям. Поэтому по решению Зевса он отправился в Фессалию и там прослужил восемь лет простым пастухом у . После очищения от пролитой крови он вернулся в Дельфы, но не остался там навсегда. С приближением зимы он унесся на своей колеснице, запряженной белоснежными лебедями, в страну гипербореев, где царит вечная весна. С тех пор Аполлон неизменно проводил весну и лето в Дельфах, а осень и зиму - в краю блаженных гипербореев или же навещал богов на высоком Олимпе.


Появление Аполлон на Олимпе всегда приносило с собой радость и хорошее настроение. Его сопровождали музы - богини искусства, признававшие его своим предводителем (Мусагетом). Никто из богов не мог превзойти его в игре на кифаре (лире); при звуках его пения утихал даже бог войны Арес. Он был любимцем Зевса (так же, как и его сестра Артемида), и это нередко вызывало ревность остальных богов. Люди почитали его по многим причинам. Ведь он был богом света и солнца, без которых невозможна жизнь, а также творцом гармонии и красоты, без которых жизнь немногого стоит. Он хранил людей в войнах и в опасностях, исцелял их от болезней, заботился о миропорядке, установленном Зевсом, любил и вознаграждал добро и наказывал зло. Золотые стрелы его лука никогда не знали промаха, равно как и карающие стрелы, несущие с собой моровую болезнь. Непогрешимы были его прорицания. Правда, они никогда не исходили от него самого, он лишь сообщал людям волю Зевса посредством прорицательниц: дельфийской Пифии, Сивилл и других оракулов. (Если пророчества не сбывались, а такое тоже бывало, то виноваты в этом были, конечно же, люди, неправильно истолковавшие их.)


В мире богов и героев Аполлон играл важную роль и сам стал героем многочисленных мифов. Известен, например, рассказ о его музыкальном состязании с сатиром Марсием, который поплатился за поражение буквально собственной шкурой (см. также статьи «Пан», «Мидас», «Гиакинф», «Ниоба» и др.). В троянской войне Аполлон сражался на стороне защитников Трои.

Как и у всех богов, у Аполлон было немало возлюбленных. И все же, несмотря на свое происхождение и красоту, он не всегда пользовался успехом у женщин. Его первая любовь, нимфа Дафна, предпочла превратиться в лавровое дерево прямо у него на глазах, чтобы спастись от него; и даже две смертные женщины, Кассандра и Марпесса, отвергли его домогания. Из его потомков более всего прославились Орфей, Асклепий и Аристей; согласно некоторым мифам, его сыновьями были также Лин и Гименей.


Аполлон был одним из древнейших греческих богов; скорее всего, его культ пришел в Грецию из Малой Азии; некоторые мифы прямо называют местом его рождения рощу Ортигию вблизи Эфеса. По мнению чешского востоковеда Б. Грозного, его малоазиатским предшественником был хеттский бог дверей (ворот) Апулюн. Первоначально Аполлон был богом - хранителем стад, затем городов греческих колонистов и в конце концов стал богом света и солнца (а его сестра Артемида - богиней охоты, природы и луны) и к тому же имел целый ряд других функций. Некоторые из них были довольно далеки от его первоначального назначения. Например, так как Аполлон якобы приплыл с Крита в Дельфы на дельфине, он стал покровителем морских путешествий. В поэзии его называют Луконосцем, Сребролуким, Ясновидящим, Дальновержцем, Светлородным или чаще всего Блистающим (Фебом). Римляне восприняли его культ без изменений, и, как кажется, еще раньше его переняли от греков этруски. В честь Аполлона в Дельфах весной и осенью устраивались празднества, а каждые четыре года - Пифийские игры (с 582 до н. э., на них состязались не только спортсмены, но и поэты и музыканты; по своему значению Пифийские игры уступали только Олимпийским). Подобные торжества, хотя и отличавшиеся программой, проходили также на Делосе, в Милете и других местах. В Риме игры, посвященные Аполлон, праздновались с 212 г. до н. э. В память о своей победе при Акции в 31 г. до н. э. Август основал Акцийские игры, посвященные Аполлону.


С именем Аполлона связаны славнейшие памятники античной архитектуры и скульптуры. Старейший храм Аполлона в Греции, частично сохранившийся до сих пор, находится в Коринфе (сер. 6 в. до н. э.). И сегодня можно видеть 7 монолитных дорийских колонн этого храма из первоначальных 38. Архитектором храма Аполлон в Бассах в Аркадии, который сохранился лучше всего, был соавтор афинского Парфенона Иктин. Из остальных храмов, посвященных Аполлону и имевших, как правило, оракулов, прежде всего надо назвать Дельфийский. Первое здание (7 в. до н. э.) сгорело, второе (кон. 6 в. до н. э.) ­- было разрушено землетрясением; до наших дней дошли немногочисленные и все же величественные остатки третьего сооружения (около 330 до н. э.). Его превосходит своими масштабами храм в Дидимах под Милетом, сооруженный в 6 в. до н. э. и разрушенный в 494 г. до н. э. персами, а затем восстановленный. Важную роль играл храм Аполлона на Делосе, в котором в 478-454 гг. хранилась общая казна греческих государств, объединившихся в так называемый Делосский союз (амфиктионию). Великолепные храмы были посвящены Аполлону в Сиракузах и Селинунте на Сицилии (6 и 5 вв. до н. э.), в малоазиатской Алабанде и Гиераполе, в Кларосе близ Колофона, в Роде, в Кумах под Неаполем и других местах; в Аргосе у Аполлона был общий храм с Афиной. В Риме для него был уже в конце 5 в. до н. э. построен храм за Карментскими воротами, еще один велел возвести на Палатине Август после 31 г. до н. э.

Из античных скульптурных изображений Аполлона наиболее известны «Аполлон Бельведерский» («образец мужской красоты») - римская копия греческой бронзовой скульптуры Леохара (2-я пол. 4 в. до н. э.), «Аполлон Мусагет» - римская копия оригинала Скопаса (сер. 4 в. до н. э.), «Аполлон Сауроктон» (убивающий ящерицу) - копия работы Праксителя (2-я пол. 4 в. до н. э.) и «Аполлон Кифаред» («Аполлон с кифарой») - римская копия греческого оригинала (3 в. до н. э.). Все эти статуи находятся в Ватиканских музеях, античные копии этих и других статуй имеются в Национальных музеях в Риме и в Неаполе, а также в парижском Лувре. К числу лучших изображений Аполлон,а сохранившихся в греческом оригинале, относится «Аполлон» с западного фронтона храма Зевса в Олимпии (460-450 до н. э., Олимпия, музей) и мраморный «Аполлон» - копия статуи Каламиса (ок. 450 до н. э.), найденная в театре Диониса под Акрополем (Афины, Национальный археологический музей). Примерно того же возраста и этрусские статуи Аполлона, например, «Аполлон» с фронтона храма в Вейях (кон. 6 в. до н. э., Музей виллы Джулия). До недавних пор именем Аполлона называли архаические статуи молодых мужчин в застывшей позе (куросы) - по большей части ошибочно. Что же касается изображений Аполлона на рельефах, вазах и пр., то их не в состоянии охватить даже самый подробный каталог.

Скульпторы и художники нового времени изображали Аполлона не менее часто, чем античные. Из скульптур назовем бронзового «Аполлона» Джамболоньи (1573-1575, Флоренция, Палаццо Веккьо), «Аполлон и Дафна» Л. Бернини (1624, Рим, Галерея Боргезе), «Аполлон и нимфы» Ф. Жирардона (1666, Версаль, Дворцовый парк), «Аполлон с Пифоном» О. Родена (1900, Париж, Музей Родена). В живописи — « Аполлон и Диана» Л. Кранаха Старшего (нач. 16 в., Мюнхен, пинакотека), «Аполлон и музы» Тинторетто (ок. 1580, Венецианская Академия), «Аполлон и Дафна» П. Веронезе (2-я пол. 16 в., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) и одноименная картина Н. Пуссена (1664, Париж, Лувр).

В пражских музеях, дворцах и других архитектурных памятниках нередки изображения Аполлона, особенно на фресках. Старейшее из них - рельеф Аполлона М. дель Пьомбо и Кампионе (1555-1560 гг.) в пражском бельведере (летнем дворце) «Звезда».

Из поэтических произведений первое место, по крайней мере по времени, занимает «Гимн Аполлону», приписываемый Гомеру (возможно, 7 в. до н. э.). Одноименный гимн написал в 3 в. до н. э. Каллимах. У Пушкина в стихотворении «Поэт» (1827): «Пока не требует поэта / К священной жертве Аполлон…» — подразумевается поэзия.

Нельзя не упомянуть и музыкальные произведения, посвященные Кифареду и Мусагету: два «Гимна Аполлону» 1 или 2 в. н. э., мелодия которых была записана первыми известными нам значками, которые можно условно назвать нотами. А если говорить о современности, то в нашем веке И. Стравинским был написан балет «Аполлон Мусагет» (1928).

Именем «Аполлон» древние греки назвали несколько своих городов, один из них расположен в нынешней Албании и сегодня называется Пояни, другой находится в Болгарии и называется Созополь.

В наши дни имя «Аполлон» возродилось в другом, отнюдь не мифическом контексте. Так называлась американская космическая программа, в ходе выполнения которой 21 июля 1969 г. человек впервые ступил на поверхность Луны.


Аполлон греческий бог солнца - сын Зевса и титаниды Лето, был в древней Греции богом искусств, врачевания и предсказаний.

Появился на свет на острове Делос, и все, вокруг этого острова сразу же залилось солнечными лучами. Бог был рожден на седьмой день месяца семимесячным, именно поэтому цифра семь в древней Греции считалась священной. У Апполона есть сестра-близнец прекрасная Артемида, богиня охоты. Как раз она и научила своего брата стрельбе. И Апполон и Артемида прекрасно владели луком и стрелами, они всегда поражали свою цель, попадая с первого раза. Также брат и сестра обладали еще одной общей способностью: могли исчезнуть без следа, словно растворяясь в воздухе.

Апполон уже в детстве совершал поступки, которые прославили его. Будучи ребенком, он убил змея Пифона, которого Гера наслала на Лето, желая отомстить. За это он был сослан Зевсом на служение людям. Какое-то время он был обычным пастухом у царя Адмета во Фессалии.

Апполона греческого бога знают не только, как отличного стрелка, но и как прекрасного музыканта. Играя на своей кифаре, он извлекал по истине великолепные чистые звуки. Нередко к Апполону присоединялись музы, девушки пели и танцевали, а юноша подыгрывал им. И в такие благодатные минуты даже сам Зевс прекращал метать гневные молнии.

Апполона изображают как невероятно красивого златокудрого юношу с луком и лирой в руках. И, несмотря на свое божественное происхождение и прекрасный облик, ему не везло в сердечных делах. Отчасти в этом есть и его вина. Первая любовь настигла его благодаря богу Эроту. Апполон позволил себе посмеяться над меткостью его стрел, и, желая отомстить, бог любви поразил стрелой сердце юноши, попутно пустив другую стрелу, ту, что способнв оттолкнуть любовь,вызвать отвращение, в сердце юной Дафны.

Апполон, не в силах справится со своими чувствами побежал за своей возлюбленной, а та пришла в ужас, и обратилась за помощью к своему отцу. Тот откликнулся на зов своей дочери, и превратил ее в прекрасный лавр, и когда Апполон нагнал ее, вместо нимфы застал лишь дерево. С тех пор его голову украшает лавровый венок. Второй любовный опыт с Кассандрой, дочерью царя Трои, тоже закончился печально. Юноша подарил ей дар прорицания, а взамен ему нужна была лишь ее любовь. Та обманула Апполона, и тогда он сделал так, что никто из людей больше не верил ее предсказаниям.

Местом, где более всего воспевали величие Апполона, является Дельфиский храм с оракулом. Хотя в целом бога солнца любили во всей древней Греции и неустанно восхищались им.

Пантеон Древней Греции состоял из огромного количества сверхъестественных существ, так или иначе влияющих на судьбу человека, а особенно почитаемыми были двенадцать олимпийцев, в том числе покровитель наук и искусств - бог Аполлон.

Происхождение

Согласно древнегреческим мифам, родителями Аполлона были сам громовержец и повелитель Олимпа Зевс и титанида Лето. Вместе со своей сестрой Артемидой Аполлон родился на уединенном острове Астерия, плавающем в океане. Причиной этому была ревность Геры, законной жены Зевса. Прознав об очередной измене мужа, богиня запретила Лето касаться ногами твердой земли и даже наслала на нее чудовище по имени Пифон.

Рождение Аполлона и Артемиды было настоящим чудом: весь остров озарился светом. В память об этом Астрея была переименована в Делос (по-гречески diloo обозначает "я являю"). Это место сразу же стало священным, как и пальма, под которой родился будущий бог солнца. Аполлон рос очень быстро и с детства обладал недюжинной силой. Так, еще ребенком он убил Пифона, столь долго преследовавшего его мать.

Дельфийский оракул

Аполлон известен как покровитель прорицателей. На месте, где по легенде был убит Пифон, возник Дельфийский оракул - одно из наиболее почитаемых святилищ Древней Греции. За советом к Аполлону и хранительнице оракула - пифии - обращались многие знаменитые люди древности. Особенно известно предсказание бога Аполлона, рассказанное Геродотом, о царе Крезе. Тот, опасаясь возрастающего могущества персов, отправил к пифии посла, спросившего, стоит ли идти войной против такого соперника. Аполлон через пифию отвечал, что если Крез вступит в сражение с персами, то сокрушит великое царство. Ободренный царь немедленно напал на врагов и потерпел сокрушительное поражение. Когда же он, возмутившись, отправил вновь посла с требованием объяснений, пифия ответила, что Крез неправильно истолковал пророчество. Аполлон имел в виду, что будет сокрушено именно царство Креза.

Помимо Дельфийского оракула, под покровительством Аполлона находились святилища в различных городах Италии и Малой Азии, например, в Кумах, Кларосе и Колофне. Некоторые дети Аполлона унаследовали пророческий дар отца. Наиболее известной и почитаемой среди них стала Сивилла.

Аполлон и Кассандра

Подобно своему отцу, Аполлон отличался любвеобильностью. В числе его возлюбленных были не только богини, но и смертные женщины, а также некоторые юноши. Удивительно, что хотя Аполлон - бог красоты, женщины его часто отвергали. Так, например, случилось когда он влюбился в Кассандру, дочь троянского царя Приама. Желая очаровать девушку, он наделил ее даром предсказания. Однако, не встретив взаимности, бог жестоко ее наказал, повелев, чтобы все предсказания Кассандры были истинными, но никто бы им не верил. Так и случилось. Несколько раз Кассандра предвещала гибель Трои, но все остались глухи к ее пророчествам.

Троянская война

Но такое наказание для Кассандры было скорее исключением из правил. Во время Троянской войны, когда все боги разделились на два лагеря, Аполлон вместе со своей сестрой Артемидой встал на сторону троянцев. Причем его роль была значительной. Именно он направлял руку Гектора, когда тот убивал Париса, и именно он помог Парису попасть в пятку - единственное уязвимое место - Ахиллеса. Своими стрелами он однажды наслал чуму на лагерь греков. Причиной такой симпатии к троянцам могут быть смутные воспоминания о происхождении этого древнего бога. Аполлон, как считается, впервые начал почитаться именно в Малой Азии.

Темная сторона

Согласно мифам, едва ли не основной вид деятельности богов - забавы. Аполлон считался одним из самых изощренных их устроителей. Однако даже в этом, на первый взгляд безобидном божестве, есть темная сторона.

Аполлон считался покровителем наук и искусств, особенно музыки. Лира является одним из его атрибутов. Но существует любопытный миф, согласно которому, один из сатиров (существа, у которых верхняя часть тела человеческая, а нижняя - козлиная) по имени Марсий достиг такого совершенства в игре на флейте, что осмелился вызвать Аполлона на музыкальный поединок. Бог принял вызов. Его игра на лире так восхитила всех судей, что они единодушно отдали победу ему. Однако этого мстительному богу оказалось мало. Он приказал изловить несчастного сатира и заживо содрать с него кожу.


Другой неприглядный поступок Аполлона был вызван таким благородным чувством, как сыновья любовь. Одна женщина по имени Ниобея отличалась необычайной плодовитостью и родила 50 детей. Гордая собой, она вздумала насмехаться над Лето, укоряя ее в том, что та смогла произвести на свет лишь сына и дочь. Аполлон и Артемида решили вступиться за мать своеобразным способом. Вооружившись луком и стрелами, они перестреляли всех детей Ниобеи. Мать с горя обратилась в камень.

Предполагается, что именно жестокость была главной составляющей образа Аполлона в архаический период. Сохранились свидетельства, согласно которым, этот бог в те времена воспоминался как демон убийства, смерти и разрушения. В честь Аполлона даже приносились человеческие жертвоприношения.

Аполлон как защитник

Сложность греческой мифологии зачастую проявляется в том, что один и тот же бог является как источником бед, так и умиротворителем и заступником. Особенно заметна эта многофункциональность в классический период. Как следует из его прозвищ (Алексикакос, Акесий, Простат, Эпикурий, Апотропей, переводящихся как "отвратитель зла", "целитель", "заступник", "попечитель" "отвратитель" соответственно), люди в тяжелой ситуации могли рассчитыывать на поддержку бога солнца.


От нимфы Корониды у Аполлона родился сын по имени Асклепий. В наследство от отца он получил дар врачевания. И хотя Асклепий выступал как самостоятельный бог, в сознании древнего грека всегда оставалась мысль, что происходит это по милости Аполлона.

Такое изменение образа потребовало и коррекции древних преданий. Греки признавали, что Аполлон убил Пифона, пусть даже из хороших побуждений. Но с лучезарным богом солнца и красоты такие деяния уже не ассоциировались. Именно отсюда проистекают разногласия в истории возникновения Дельфийского оракула. Согласно одним преданиям, он действительно возник на месте гибели Пифона, другие же утверждают, что святилище существовало и раньше, а Аполлон явился туда, чтобы получить очищение от убийства. Когда же ему такую услугу оказали, бог взял оракул под свое покровительство.

Аполлон в услужении

Очевидно, древнейшие черты образа Аполлона изживались не сразу и с трудом. По крайней мере, неизменным осталось его своенравие. Зевс, желая смирить непокорного сына или же наказать его за очередную проделку, часто лишал Аполлона его божественной силы и как простого смертного отправлял служить какому-нибудь земному царю. Аполлон подчинялся, но в таких случаях предпочитал наниматься в пастухи.

Один раз он оказался при дворе царя уже упоминавшейся Трои Лаомедонта. Он исправно нес службу в течение оговоренного срока, а по его окончании потребовал уплаты жалованья. Лаомедонт, не подозревая, с кем имеет дело, прогнал пастуха вон и пообещал ему вдогонку, что если тот не отстанет, то он, царь Трои, прикажет отрезать ему уши и продаст в рабство. Зевс оказался справедливее Лаомедонта, и вернул отбывшему наказание Аполлону всю его силу. Мстительный бог не замедлил рассчитаться с троянским царем: наслал на Трою эпидемию чумы.

В другом случае Аполлону повезло больше. Когда он нанимался в пастухи к Адмиту, царю Фессалии, тот, будучи человеком сообразительным, понял, что стоящий перед ним юноша слишком прекрасен, чтобы быть простым смертным. Несостоявшемуся пастуху Адмит уступил свой трон. Аполлон отказался, объяснив свою ситуацию. По возвращении на Олимп бог не забыл отплатить фессалийскому царю добром за добро. Его государство стало самым богатым, а земледельцы собирали урожай два раза в год.

Атрибуты Аполлона

Среди многочисленных сохранившихся греческих статуй Аполлона можно узнать по нескольким предметам, которые он всегда имеет при себе. В частности, таковым являлся лавровый венок. По преданию, Аполлон влюбился в нимфу Дафну, но та по каким-то причинам так невзлюбила его, что предпочла превратиться в лавровое дерево.


Другие частый атрибуты древнегреческого бога Аполлона - лук и стрелы, насылающие не только чуму, но и дарующие свет знаний, а также лира и колесница. Помимо этого, с культом этого бога связывались пальма, под которой он родился, лебедь, волк и дельфин.

Внешность

Перечисленные животные явно являются пережитками тотемических верований древних греков. В архаический период Аполлон мог изображаться в виде одного из этих существ. С окончательным же оформлением олимпийского пантеона частью канона становится привлекательный внешний вид Аполлона. Боги Греции являлись носителями неких идеальных черт, к которым должен был стремиться каждый смертный, и Аполлон в этом отношении не исключение. Он представлялся красивым безбородым молодым человеком с пышными золотыми кудрями и мужественной фигурой.

Среди других божеств

Мстительность и злобность, если следовать мифам, Аполлон проявлял только по отношению к смертным или низшим духам вроде сатира Марсия. Во взаимоотношениях с другими олимпийцами он предстает как спокойное и рассудительное божество. Убив в Троянской войне множество героев, с другими греческими богами Аполлон категорически отказывается сражаться.

Не проявил Аполлон и обычной мстительности, когда Гермес решил над ним подшутить. Когда за очередную провинность Аполлон работал пастухом, Гермес обманом сумел выкрасть у него целое стадо. Богу солнца удалось разыскать пропажу, но Гермес так очаровал его своей игрой на лире, что Аполлон в обмен на этот инструмент оставил животных ему.

Почитание Аполлона

В Дельфийском оракуле, ставшим центром поклонения Аполлону, проводились регулярные Пифийские игры. На них участники состязались в силе, ловкости и выносливости. Однако главный храм во славу бога солнца располагался все же на Делосе - месте его рождения. До наших дней от огромного храма дошли лишь незначительные остатки, но и те, как, например,Терраса Львов, поражают воображение. Сохранились также руины монументального святилища в Коринфе, которое до конца разрушить не смогли даже римляне.


Особый храм Аполлону был возведен на Пелопоннесе. Он устроен так, что вращается вместе с Землей вокруг ее оси в ритме и направлении Полярной звезды. Благодаря этому святилище может использоваться как компас, поскольку ориентировано точно с севера на юг.