"Великий невидимка – воздух". Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы

Выполнила: Воспитатель Симаченко О. В. г. Раменское 2017 г.

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Цель : формировать представления детей о свойствах воздуха.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха. Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность, Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксографией» и методом «оттиска» - дорисовывания при помощи мятой бумаги.

Развивающие:

1. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

2. Развивать дыхательную систему.

3. Развивать наблюдательность, любознательность.

4. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

5. Развивать умения делать выводы и умозаключения.

6. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

7. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыки.

8. Развивать воображение, внимание, память и мышление.

Воспитательные:

Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изодеятельности, подводить их к осознанию выразительного образа. Воспитывать аккуратность в работе.

Задачи интегрированных областей:

Речевое развитие:

Совершенствовать речь как средство общения. Совершенствовать умение точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать выводы. Активизировать и обогащать словарь детей. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми. Формировать готовность детей к совместной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие:

Формировать умение передавать цветовую гамму. Совершенствовать умение детей изображать предметы с помощью техники «кляксография» и «оттиска» Учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании.

Предварительная работа:

- Беседа: «Живая и неживая природа»

Экскурсия по осеннему парку.

Рассматривание иллюстраций на тему «ОСЕНЬ»

Игры с водой и трубочкой для коктейля «морской бой»

Выдувание воздуха через трубочку

Изготовление фона в технике «По мокрому»

Оборудование:

Затонированные листы

Кисточка

Палитра

Трубочки для коктейля

Вода в баночках

Бумага для изготовления веера

Бумага для дорисовывания «оттиском»

Салфетка

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Дети входят в зал вместе с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и представимся им:

Здесь царит всегда веселье,

Воздух дышит волшебством,

Вот за это нашу группу

Дружно "Сказкой" мы зовём!

Воспитатель:

Любознательные дети

Всё желают знать на свете!

Дети:

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре?

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Воспитатель:

Видно надо не лениться,

А учиться и учиться!

Воспитатель: Ребята, да вы настоящие почемучки! Вам интересно узнавать что-то новое и неизведанное?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы, на верном пути, ведь настоящие волшебники должны очень много знать, для того чтобы ненароком что-либо не напутать.

И сегодня мы с вами узнаем что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Дети: О воздухе?!

Воспитатель: Совершенно верно! - А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю вас и наших гостей в нашу лабораторию «Почемучка». (Дети проходят и садятся за столы)

Воспитатель: Дети, а вы верите в волшебство?

2. Основная часть.

Экспериментирование:

Эксперимент № 1

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам прилетели два сказочных воздушных шарика, зовут их Ах и Ох.

Воздушный шарик Ах, какой? (Весёлый, упругий, большой).

Воздушный шарик Ох . какой? (Маленький, худой, грустный).

Ребята, как вы думаете, почему Ох маленький? (В нём нет воздуха, он сдулся).

Что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? (Посильнее надуть его).

Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Дети: Воздух?!

Воспитатель: Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)

А вы видите воздух? (ответы)

А почему, как вы думаете? (ответы)

Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и не видимый? (ответы)

Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .

Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

Кажется, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы)

Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы)

Воспитатель: А давайте проверим!

Воспитатель: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Эксперимент № 2

Воспитатель: Ребята, перед вами стоят стаканчики с водой и рядом лежат трубочки для коктейля, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой и подуем тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была. (это воздух).

Воспитатель: - Верно - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит в виде пузырьков.

А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт…Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже ребята? (ответы – на бурю)

Воспитатель: - Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь-на лужах тоже появляются пузырьки.

Мы можем сделать второй вывод: воздух легче воды, он всегда поднимается на её поверхность! С помощью трубочки и ёмкости с водой вы увидели воздух.

Эксперимент № 3

Ребята, а можно ли услышать воздух? Предлагаю вам сыграть на древних музыкальных духовых инструментах-свистульках (дети дуют в свистульки).

Что мы слышим? (звуки)

Правильно ребята, мы слышим звуки. Воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются.

Эксперимент № 4

А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да)

Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер). Правильно, ветер - это и есть движение воздуха.

Воспитатель: И сейчас я приглашаю всех поиграть в игру «Дует ветер».

Физкультминутка «Утренняя зарядка»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Мы - веселые ребята,

Мы - ребята-дошколята, (ходят по кругу)

Спортом занимаемся,

С болезнями не знаемся.

Раз - два, два - раз,

Много силы есть у нас! (руки в стороны, к плечам)

Мы наклонимся сейчас, (наклоны вниз)

Полюбуйтесь-ка на нас!

Раз - два, не зевай!

Вместе с нами приседай! (приседания)

Раз - прыжок, два - прыжок!

Прыгай весело, дружок! (прыжки на обеих ногах)

Носом глубоко вдохнем – (вдох носом, не поднимая плеч)

«Ш-Ш-Ш» - Скажем все потом.

Воспитатель: Ребята, осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Какое сейчас время года? - Осень.

Какой бывает осень? - Ранней, золотой, поздней, дождливой, тёплой, унылой, радостной, урожайной, солнечной…

Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают...

Птицы осенью - Птицы осенью улетают в тёплые края... (уточнить- перелётные!)

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки...

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья и засыпают...

Воспитатель: Молодцы ребята!

Осень - это точно сказка, не сравнимая ни с чем,

Я желаю эту осень в памяти оставить всем!

Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей). Хотите попробовать?

Тогда мы с вами отправляемся в волшебную школу рисования.

Воспитатель: Сегодня, я предлагаю вам ребята, с помощью воздуха, красок и трубочки для коктейля, нарисовать осенние деревья и не просто рисовать, а выдувать их из кляксы. Этот способ рисования называется кляксография.

Ребята, кто из сказочных героев поставил кляксу на листе? (Буратино). Правильно! Давайте позовем его к нам в гости и покажем, что с помощью кляксы можно нарисовать.

Дети зовут Буратино. (Звучит музыка из к/ф «Золотой ключик»). Заходит Буратино.

Буратино: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Буратино: Вы меня звали?

Дети: Да!

Воспитатель: Буратино, мы сегодня с ребятами рисуем с помощью кляксографии и решили что тебе будет интересно с нами, ведь ты любишь ставить кляксы?

Буратино: Да, ставить кляксы- это мое любимое занятие! А то Мальвина меня только ругает за кляксы вот здорово было бы научиться рисовать с помощью клякс.... я нарисую самый красивый рисунок и подарю ей, вы меня научите, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: Садись с нами, Буратино! Ребята, посмотрите что у вас лежит на столе.

(альбомные листы с подготовленным фоном, трубочки для коктейля, на первом столе - разведенная гуашь, ложечка.)

Как я уже говорила, мы будем рисовать деревья с помощью воздуха, краски и трубочки. Сначала я возьму ложечкой краску и сделаю кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева, (показать). Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать создавая ствол и веточки дерева. (показать). Приступаем к нашему волшебству.

(Звучит спокойная музыка) Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Наш рисунок с изображением дерева должен просохнуть, чтобы мы могли нарисовать осенние листья. А пока мы с вами отдохнём. (Дети и Буратино выходят из-за столов).

Физкультминутка «Листья»

Листья осенние тихо кружатся, - кружатся на цыпочках, руки приподняты вверх

Листья нам под ноги тихо ложатся - приседают

И под ногами шуршат, шелестят,- движения руками вправо - влево

Будто опять закружиться хотят -поднимаются кружатся

Воспитатель: Ребята, давайте восстановим дыхание - руки вверх поднимем - вдох, опускаем-выдох. Ну-ка, ребята, подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайца, лисы тоже есть носы. А как дышат растения? Куда они свои

носики спрятали?

(ответы детей).

Буратино: А у растений нет никаких носов.

Воспитатель: Да Буратино, но на листьях есть маленькие дырочки - отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.

Буратино: Значит, и колокольчику, и березе, и всем-всем нужен воздух?

Воспитатель: Совершенно верно!

Буратино: Ребята, а кому еще нужен воздух?

Дети: Животным, растениям, насекомым

Воспитатель: Правильно ребята, воздух нужен всему живому на нашей Земле.

А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто рот открываю? (ответы детей).

Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете?

(Ответы детей: ладошкам становится тепло от дыхания)

А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте ладошкой закрыть рот и нос и не дышать. Что почувствовали? (Ответы детей: не комфортно, долго не дышать невозможно).

Буратино: Воздух не попал в наш организм и мы не могли дышать.

Воспитатель: Правильно, без дыхания невозможна жизнь. Воздух должен быть чистым, богатым кислородом. А обогащать воздух кислородом помогают зеленые растения. Вот почему важно охранять природу, озеленять сады, улицы, парки. И бережно относиться к растительному миру!

Воспитатель: Ребята, мы с вами отдохнули, а ваши рисунки уже подсохли, давайте

продолжим рисовать наши осенние деревья!

Посмотрите, что у вас на столе. (Краски, стаканчик с водой, кисточка, бумага, палитра, салфетка).

Мы нарисуем листочки с помощью мятой бумаги (берем бумагу, сминаем ее и обмакнув в краску рисуем, способом оттиска, листочки.

Затем дети дорисовывают свои рисунки, (музыка продолжает звучать)

Буратино: Посмотрите, как здорово у меня получилось! (показывает детям). Можно я посмотрю ваши рисунки? (проходит по рядам и смотрит рисунки детей,

восхищается). Какие вы молодцы! Спасибо что научили меня, думаю, Мальвине

понравится мой шедевр! А теперь мне пора возвращаться в свою сказку! До свидания, до новых встреч!!!(уходит со своим рисунком)

Дети: До свидания!

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, какие у вас красивые получились рисунки! Молодцы! Мы сегодня многое сделали- кто мне скажет -чем мы занимались?

Дети: Проводили опыты. Рисовали.

Воспитатель: Что нового вы узнали о воздухе?

Дети: Воздух невидим. Движение воздуха - это ветер. Воздух не имеет формы. Воздух можно услышать, почувствовать. Он есть везде и главное назначение воздуха в том, что мы им дышим. Кислород дают растения. Природу надо охранять. Без воздуха ничто живое не может жить.

Воспитатель: Какими необычными способами мы рисовали осенние деревья?

Дети: 1. «Кляксографией». 2. «Оттиском».

Воспитатель: Что больше всего понравилось? (ответы детей)

Воспитатель: Мы сделаем выставку ваших работ, чтобы и родители увидели прекрасные рисунки! На этом наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!






Ирина

Конспект проведения занятия «Свойства воздуха »

(подготовительная группа )

(Открытое занятие на конференцию )

Задачи :

1. Продолжать формировать представление о воздухе , его свойствах

2. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

3. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента.

4. Воспитывать желание познать окружающий мир.

Предварительная работа :

Беседа : «Чистый воздух » ; «Для чего нужен воздух и кому » ,

Рассказ «Где живет воздух » , загадки про явления природы,

опыты «Где ты капелька живешь?» ,

просмотр мультфильма «Капитошка» ,

Беседа «Живая и не живая природа» ;

рассматривание иллюстраций в энциклопедии;

наблюдения на прогулке за ветром.

просмотр мультимедиа,

работа с родителями подбор материала.

Методы и приёмы :

словесные (беседа, рассказ) ;

наглядные (показ карточек-схем, предметов-заменителей)

практические (проведение опытов) ;

Дифференцированная работа : с Кириллом С. – делать самостоятельно выводы путем повтора.

Индивидуальная работа : с Катей Р., Алексеем Р. – активизировать речь детей методом повтора.

Словарная работа : лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный.

Материал и оборудование : презентация, полиэтиленовые мешочки, стаканы с водой, тазики, стаканы с бумажной ленточкой, трубочки, веер, фен, карточки – схемы.

Ход занятия.

Я вам сейчас хочу показать один фокус, а вы посмотрите. (Беру стакан с водой. Сверху накрываю его открыткой и переворачиваю . Вода не проливается)

Почему вода не проливается из стакана? (ответы детей)

А вы хотите узнать?

Давайте проверим кто из вас прав?

Сегодня мы с вами отправимся в нашу лабораторию.

Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться полоска бумаги.

Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)

Алеша, скажи какая бумага?

Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)

Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.

Она намокла или нет? Почему бумага осталась?

Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.

Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха )

Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)

Это из стакана вышел воздух .

Проверьте полоску бумаги снова.

Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)

Вывод : В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место .

Воздух окружает нас повсюду.

Как вы думаете, есть ли воздух внутри каждого из вас?

Дима, есть ли воздух внутри тебя ? (Внутри меня нет (есть) воздуха ).

Давайте проверим и проведем такой опыт

Возьмите стакан с водой и отпустите в него трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом.

Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха ) .

Как вы думаете, откуда взялся воздух ? (Это мы дуем в трубочку воздух )

Так скажи мне, Аня, есть ли внутри тебя воздух ? (Внутри меня есть воздух )

Вывод : Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух .

Как вы думаете, может ли воздух двигаться ?

Давайте проверим

Возьмите веер. Помашите на себя. Что вы почувствовали? (ветер)

Вывод : Значит, воздух может двигаться .

Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (на лице, около печки, костра, если включить фен)

Вывод : воздух бывает холодным , теплым и горячим.


Скажите, вы видите воздух вокруг нас ? (нет, не видим)

Значит воздух какой ? (невидимый)

Чтобы воздух увидеть , его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

Что в пакете? (воздух )

Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух )

Где можно использовать это свойство воздуха ? (летом : надувные матрасы, спасательный круг)

Вывод : Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой ? (прозрачный, невидимый)

Повтори Дима, какой воздух ?

А теперь давайте представим с вами, что мы летим на воздушном шаре .

На большом воздушном шаре

Над Кабанском пролетая

Видим реки и луга,

Лес, поля и дом родной.

Где живем мы всей семьей.

Мама, папа, ты и я.

Очень дружная семья.

На большом воздушном шаре .

Край родной мы пролетали.

Шар воздушный как земля ,

Где живем и ты и я.

А для чего нужен воздух человеку ? (Воздух нужен человеку , чтобы дышать)

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Но не только человеку нужен воздух .

Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту ? (Воздух нужен животным , рыбам, птицам)

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)

Какой в лесу воздух ? (ответы детей)

Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух , нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .

(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)

Как вы думаете, вблизи заводов, машин и курящего человека какой воздух ? (ответы детей)

Вывод : Значит воздух бывает чистым и грязным.

А у нас в Кабанске какой воздух ? (ответы детей)

В каких местах у нас чистый воздух ? (ответы детей)

А в каких грязный? (ответы детей)

Что же надо делать, что бы воздух был чище в нашем Кабанске?

(Можно закрыть заводы, фабрики, и тогда и воздух станет чище , но заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям : мебель, продукты, игрушки и т. д. На трубы фабрик и заводов необходимо ставит фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.)

Вы сегодня узнали, что воздух бывает самым разным , и вы мне назовете, каким же он может быть.

Если мы не видим воздух , значит он какой? (Невидимый)

Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой? (Прозрачный)

Если он не имеет цвета, значит он какой? (Бесцветный)

Если воздух может быть в шаре , прямоугольном стакане, в спасательном круге, значит воздух (приобретает форму предмета)

Если мы дышим, значит? (есть внутри нас)

С помощью веера мы узнали, что воздух какой ? (холодный)

А фен нам помог узнать, что воздух бывает каким ? (горячим)

В лесу воздух , какой? (чистый)

А около завод воздух , какой? (грязный)

Мы с вами сегодня на занятие много узнали о свойствах воздуха и давайте вспомним стихотворение.

Он – прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Задачи:

  • Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
  • Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
  • Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
  • Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
  • Расширять и активизировать словарь детей.
  • Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.

Оборудование: емкости с водой, пустой стакан, бумажный круг, стаканы с водой, соломинки, пакеты, шары, вертушки, веера, мыльные пузыри, чеснок, пустая, пластиковая бутылка.

Воспитатель: Дети послушайте и отгадайте загадку:

Всю жизнь с ним живем,

А ни разу не видели.

Воспитатель: что это?

Дети: Воздух. (Показ иллюстрации «пузырьки воздуха».)

Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

Я предлагаю посмотреть видео ролик «Зачем нужен воздух?» (Просмотр.)

Воспитатель: понравился вам фильм? О чем говорится в этом фильме?

Дети: О воздухе.

Воспитатель: Воздух есть везде и на воде и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера. (Показ иллюстрации земли окруженной атмосферой.)

Воспитатель: Дети воздух можно потрогать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, воздух состоит из смеси газов: кислорода, углекислого газа, азота, из частичек воды, пыли…

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомую косынкой

Он окутывает нас.

Воспитатель: У воздуха есть цвет, мы можем увидеть его? Давайте проверим это, наберем воздух в пакетики. (Дети выполняют здание.)

Воспитатель: Что у вас в пакетиках?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Какого цвета воздух, мы его видим? Почему?

Дети: Нет, потому что воздух бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: Через воздух мы видим все предметы, которые нас окружают.

Воспитатель: Воздух имеет запах? Давайте сделаем вдох носом.

Дети: Воздух ничем не пахнет.

Воспитатель: Правильно, сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Запах распространился в воздухе, мы его вдохнули и почувствовали. Давайте проверим.

Игра «Узнай по запаху»

Воспитатель: Дети закройте глаза и зажмите нос.

Я пронесу мимо вас продукт (лук, чеснок, лимон и т.д.) а вы попробуйте узнать по запаху.

Дети: Нет.

Воспитатель: А теперь откройте нос, что чувствуете?

Дети: Запах чеснока.

Воспитатель: А вкус есть у воздуха? Давайте сделаем вдох ртом, а теперь лизнем воздух.

Дети: У воздуха нет вкуса.

Воспитатель: А у воздуха есть форма?

Дети: Нет.

Воспитатель: Воздух принимает форму тела в котором он находится. Давайте попробуем надуть шарики. (Дети надувают.) Потрогайте шарики, что внутри?

Дети: Воздух, шарики приобрели форму.

Воспитатель: Да, воздухом можно заполнять любые бесформенные предметы.

А еще какие предметы можно заполнить воздухом?

Дети: Мячи, шины, надувные игрушки, матрасы, спасательные круги….

Воспитатель: Воздух можно почувствовать? Давайте проверим.

Если создать движение воздуха, то его легко обнаружить. Давайте подуем на ладошку, а теперь помашем веером, ладошками на лицо. Чувствуете что - то легкое?

Дети: Легкий, прохладный ветерок.

Воспитатель: Да, мы чувствуем кожей ветерок.

Воспитатель: Воздух может быть сильным? Давайте проверим. Возьмите в руки вертушки, и подуйте на них (тихо, сильно). Что происходит?

Дети: Они крутятся.

Воспитатель: Что заставляет их крутиться?

Дети: Ветер.

Воспитатель: Значит у воздуха есть сила, а что такое ветер?

Дети: Ветер - это движение воздуха.

Воспитатель: Мы видим ветер? Где можно наблюдать ветер?

Дети: Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный,

но мы можем наблюдать, как плывут облака, колышутся листья на деревьях, качаются ветки, идет дым из трубы, ветер приводит движение ветряную мельницу, надувает паруса…

Воспитатель: Человек давно научился использовать свойства воздуха. Где работает воздух?

(Показ иллюстраций: пылесос, вентилятор…)

Воспитатель: Как мы обычно надуваем шарик? (Ответы детей). Сейчас посмотрим, как шарик можно надуть по другому. А вы знаете, что происходит с воздухом при нагревании? Давайте посмотрим.

Беру пустую бутылку на которую одет шарик, опускаю в горячую воду – шарик надувается, при опускании в холодную воду – сдувается. Почему так происходит?

Дети: Теплый воздух поднимается вверх.

Воспитатель: Воздух нагрелся, расширился, вышел из бутылки и надул шарик, а потом охладился и снова возвратился в бутылку. Воздух состоит из множества маленьких частичек.

Воспитатель: давайте превратимся в частички воздуха, при комнатной температуре частичкам хорошо, они двигаются по всему пространству (дети двигаются). Вдруг стало холодно, воздух сжимается и частички замерзли, стали прижиматься друг к другу. (Сколько заняли места? Мало.) Снова стало тепло, частичкам жарко, и они располагаются по всему пространству. Сколько занимают места? Много.

Воспитатель: Давайте посмотрим, еще в каких предметах есть воздух.

У меня есть банка с водой. Я сейчас буду опускать в воду разные предметы (зернышки, камушки, пуговицы и др.) Опускаю, предметы падают на дно, при этом образуются пузырьки. Есть ли воздух в этих предметах?

Дети: Да есть, пузырьки - это воздух.

Воспитатель: Пузырьки воздуха поднимаются вверх, это значит воздух легче воды.

Воспитатель: А еще воздух можно увидеть, если подуть через соломинку в стакан с водой.

Давайте подуем. Что выходит из воды с пузырьками?

Дети: Воздух, он находится внутри пузырьков.

Воспитатель: Это значит, что воздух есть внутри нас, мы дуем в трубочку и он выходит.

А, еще какие вы знаете пузыри?

Дети: Мыльные (шоу мыльных пузырей).

Воспитатель: Давайте еще поищем воздух. (Показать пустой стакан.) Есть ли в стакане воздух, как узнать? Опускаю медленно стакан в воду вверх дном (стакан надо держать прямо). Вошла вода в стакан, почему?

Дети: Нет, потому что в стакане находится воздух, он не дает воде войти в стакан.

Воспитатель: Даже в пустом стакане есть воздух, и он мешает воде войти в стакан.

Воспитатель: А сейчас я опускаю в воду пустой стакан на дне которого закреплен кружок бумаги.

Бумага намокнет, как вы думаете? (Стакан держать прямо).

Дети: Нет, воздух не даст намочить бумагу.

Воспитатель: Правильно, сейчас я опущу стакан с кружочком бумаги в воду под наклоном. Что появилось в воде?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Что произошло с бумагой?

Дети: Она стала мокрой.

Воспитатель: Да, воздух вышел из стакана, и его место заняла вода.

Воспитатель: Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?

Дети: Нет, как мы дышим, можно увидеть зимой, изо рта выходит пар.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха?

Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.

Воспитатель: Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду.

Как надо правильно дышать?

Дети: Через нос.

Воспитатель: положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.

1. Тихо – тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим. (Вдох через нос, пауза 4 секунды, плавный выдох через нос.)

2. Мы вдохнули глубоко

Дышим мы легко – легко, (Медленный вдох, пауза 4 сек. Выдох.)

3. Подыши одной ноздрей.

И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох левой-правой ноздрей.)

4. Нужно глубоко вздохнуть,

Чтобы свечку нам задуть. (свободный вдох, задержка дыхания, «губы трубочкой», три коротких выдоха.)

5. Что бы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать. (Вдох через нос, втягивая живот, сделать глотательное движение, пауза 2-3 сек., выдох.)

Воспитатель: для чего человеку надо правильно дышать?

Дети: Чтобы не болеть.

Воспитатель: Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи.

Как вы думаете, что загрязняет воздух? (Показ картинок пожар, машины…)

Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….

Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

Дети: Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Воспитатель: Что мы узнали о воздухе?

Дети:В – особый, невидимый газ, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воспитатель: Все правильно, молодцы. А теперь давайте нарисуем воздух.

Дети рисуют «пузырьки» воздуха.

Литература:

1. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов

Издательство, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2012 год.

2. Воздух невидимка. И. А. Рыжова.

3. Большая книга экспериментов. Издательство Эксмо. 2010 год.

4. Моя первая энциклопедия. Планета Земля. М. Эксмо 2013 год.

5. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей. М. Щетинин. Издательство Метафора 2011 год.

6. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.

Цель : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;

Познакомить со свойствами воды;

Расширять и активизировать словарь детей(исследование, жидкость, растворитель, газообразное состояние).

Систематизировать и углублять представления о значении чистого воздуха и воды как о факторе экологического благополучия.

Развивающие:

Способствовать развитию навыков наблюдения и экспериментирования, творческой исследовательской активности детей.

Способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование :

Глобус, мячик, игрушка капелька и воздушный шар, вещества для растворения в воде: сахар, соль, сок лимона. Прозрачные стаканы, трубочки, шарики из ваты, подвешенные на ниточке, одноразовые мешочки и ложки, камешки большого и маленького(цветные) размера, бруски деревянные; пищевой краситель(разного цвета), салфетки, фартуки – по количеству детей.

Методы и приемы :

Беседа, сюрпризный момент, физкультминутка «Капелька», опыты.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем. (Воздух)

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)

Воспитатель: Ребята! К нам на занятие пришли гости – воздушный шар и капелька. Они не ходили в детский сад, и еще ничего не знают. Давайте расскажем и научим их.

Шар земной внесли в автобус, оказался это. .. (глобус)

Что изображает глобус? (планету)

Как называется наша планета? (Земля)

А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон, .. .)

А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (солнышко)

Солнце - это планета? (звезда)

Кто мне про солнышко загадку скажет?

«Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь

И заглядываешь в оконца И зовут тебя все. ..» (Солнце)

В какое время суток оно нам светит? (днем)

Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли.

(Работа с глобусом.)

Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море. ..)

А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?

Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Исследователи, ваша задача - получить как можно больше сведений о воде и воздухе. А как можно это сделать?

(Ответы детей).

Правильно, провести эксперименты. Ребята, но прежде чем приступить к опытам, вспомним с вами правила работы:

Внимательно слушать и правильно выполнять задание.

Не мешать друг другу во время опытов.

Нельзя пробовать на вкус и нюхать неизвестные вам вещества.

Аккуратно, не торопясь проводить опыт.

(дети проходят и садятся за рабочие места)

Опыт 1

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. А теперь давайте попробуем воду на вкус. Скажите, ребята, вода имеет вкус? Значит делаем

вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 2

Воспитатель: А теперь мы проверим есть ли у воды запах. Понюхаем воду. Что вы, можете сказать, имеет ли вода запах?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 3

Воспитатель: Возьмём пустой стакан и попробуем перелить воду в этот стакан. Получилось? Да. Ребята, воду можно переливать. А мы свами знаем, можно переливать только жидкости.

Вывод: вода это жидкость.

Опыт 4

Воспитатель: продолжим эксперименты с водой. Возьмите камешек в стакан с водой,

вы видите свой камешек в воде? Значит, вода какая? (ответы детей)

вывод: вода прозрачная.

Опыт 5

Воспитатель: А сейчас мы узнаем, может ли вода изменить свой цвет. Возьмём вещество, они у всех разного цвета, насыпаем в воду, перемешиваем. Вещество, которое мы, насыпали в воду, растворилось и окрасило воду.

Вывод: вода – растворитель.

Воспитатель: ребята, я хочу провести еще один эксперимент с водой, но для этого мне нужны помощники (трое ребят). Перед вами три стакана с водой, каждому по одному и для каждому я даю вещество: сахар, соль, лимон. Надо положить в стакан с водой и размешать. А теперь попробуйте и скажите ребятам какой вкус у воды получился?

Ответы детей, проводивших опыт: сладкая, соленная, кислая.

Воспитатель: Мы с вами ребята, провели эксперименты с водой. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей) А каких еще свойствах воды вы знаете?

Ответы детей:

Вода может превращаться в лед, пар, быть холодной, теплой, горячей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вода помогает человеку?

(ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете, где можно встретить воду в природе?

(ответы детей)

Воспитатель: Послушайте ребята, стихотворение о воде.

Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: Ребята, Капельке, очень понравились опыты с водой, она узнала много интересного. А теперь немного передохнем.

Физкультминутка «Капелька»

Капля-раз, капля-два, очень медленно сперва (хлопки на каждое слово)

А потом, потом, потом- всё бегом, бегом, бегом.(бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять(хлопки на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап(свободные движения раками)

Капли с холодом встречаются,

И в снежинки превращаются.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас мы поговорим о воздухе.

Скажите мне, а для чего нам нужен воздух? Мы ребята, исследователи и сейчас мы попробуем обнаружить воздух и почувствовать его.

(дети проходят на свои места)

Опыт1

Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

Вывод: Чтоб почувствовать воздух, надо привести его в движении.

А теперь покажем вздушному шару и капельке этот предмет. Что это? (мячик)

Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

Вот видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал - дул по воде, чтобы он плыл дальше?

А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко». Упражнение на дыхание.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.

Опыт 2

Воспитатель: Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей). Камень-это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит можно сделать

Вывод: воздух не твердое тело.

Опыт 3

Воспитатель: Возьмем мешочек и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим. А через воздух мы можем разглядеть предметы, друг друга?(Да, через него все видно)

Вывод: воздух невидимый, прозрачный.

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Продолжим наши исследования.

Ребята, вы сказали что воздух нам нужен, чтоб дышать. Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.

Опыт 4

Воспитатель: На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем капельке и шару воздух.

Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.

Мы сейчас покажем капельке и воздушному шару, что означает «Выйти сухим из воды». Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Сейчас мы это проверим.

Что это? Стакан. А это салфетка. Потрогайте ее, она сухая?

Больше в стакане ничего нет? Давайте проверим.

Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаем его из воды, даем воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

Опыт 5

Воспитатель: Ребята, возьмём камешек и опустим в стакан с водой. Что мы увидели? (пузырьки)

И еще что? (он утонул)

А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)

А почему он не тонет? (потому что он легкий)

Вывод: Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в помещении, там где ездит много машин, от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Воздушный шар много про себя узнал и очень вам благодарен.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня на нашем занятии? Что вы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? Какими свойствами воздух обладает? Каково его главное назначение?

Ответы детей: воздух бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о воде?

Вода прозрачная.

Вода это жидкость.

Воспитатель: Что можно делать с водой? (наливать, переливать)

А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)

А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)

А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)

Воспитатель: Ребята, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)

А если положить сахар? Какая будет вода? (сладкая)

А если соль? (соленая)

Лимон? (кислая)

Воспитатель: а мы сможем без воды прожить?(нет, без воды нам не прожить)

Капелька и воздушный шар очень много про себя узнали. Они вам очень благодарны.

Воспитатель подводит итог занятия.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № 198»

Конспект занятия «Свойства воздуха»

в подготовительной группе

Выполнила: Сагитова М.В.

воспитатель МБДОУ № 198

г. Оренбург

Тема: «Свойства воздуха»

Цель: Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах.

Задачи:

    расширять знания и представления детей о воздухе, его значимости в жизни человека, животных, растений;

    научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

    развивать познавательную активность, логическое мышление, фантазию;

    организовать познание детей через самостоятельный поиск;

    добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Предварительная работа:

Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,

рассматривание иллюстраций в энциклопедии;

наблюдения на прогулке за ветром.

Методы и приёмы:

словесные (беседа, рассказ) ;

наглядные (показ карточек-схем, предметов-заменителей)

практические (проведение опытов) ;

Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный.

Материал и оборудование : презентация, полиэтиленовые мешочки, стаканы с водой, тазики, стаканы с бумажной ленточкой, трубочки, веер, фен, карточки – схемы.

Ход занятия.

1. Орг. момент

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же,

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: Правильно!

Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?

Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка». Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы? (прозрачный).

Первое его свойство – прозрачность .

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Опыт №1:

Воспитатель: Ребята, помашем ладошкой в лицо.

Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется. Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (на лице, около печки, костра, если включить фен)

Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

Следовательно, воздух упругий.

А какого цвета воздух? (бесцветный).

Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).

Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

А как вы думаете, можно ли воздух услышать?

Когда его можно услышать? (дует ветер).

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра).

Ветер – движение воздуха.

Воздух способен двигать предметы.

Опыт №2:

Воспитатель: салфетка на столе, подуем на неё.

Ребята, а есть ли воздух внутри нас?

Опыт №3: Коктейльный трубочки и вода в стаканах.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и отпустите в него трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом.

Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха).

Как вы думаете, откуда взялся воздух? (Это мы дуем в трубочку воздух)

Так скажите мне, есть ли внутри вас воздух? (Внутри меня есть воздух)

Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.

Рисунок «Чем мы дышим».

Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.

Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.

Стихотворение:

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе,

Одеваться по погоде.

С воздухом будем дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

Ребята, а где ещё может прятаться воздух? (В предметах, воздушные шары).

Воздухом можно наполнить шарик.

Опыт №4

Воспитатель: с воздушным шаром.

Какую форму имеет шарик? Круглую.

А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл? Овальную.

Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмет.

Опыт №5

Воспитатель: Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

Значит воздух какой? (невидимый)

Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

Что в пакете? (воздух)

Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

Воспитатель: А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

А теперь давайте представим с вами, что мы летим на воздушном шаре.

На большом воздушном шаре

Над Оренбургом пролетая

Видим реки и луга,

Лес, поля и дом родной.

Где живем мы всей семьей.

Мама, папа, ты и я.

Очень дружная семья.

На большом воздушном шаре.

Край родной мы пролетали.

Шар воздушный как земля, Где живем и ты и я.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Воспитатель: А для чего нужен воздух человеку? (Воздух нужен человеку, чтобы дышать)

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Но не только человеку нужен воздух.

Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту? (Воздух нужен животным, рыбам, птицам)

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Посмотрите внимательно на экран, (изображения природы)

Какой в лесу воздух? (ответы детей)

Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух, нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .

(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)

Как вы думаете, вблизи заводов, машин и курящего человека какой воздух? (ответы детей)

Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

А у нас в Оренбурге какой воздух? (ответы детей)

В каких местах у нас чистый воздух? (ответы детей)

А в каких грязный? (ответы детей)

Что же надо делать, что бы воздух был чище в нашем Оренбурге?

(Можно закрыть заводы, фабрики, и тогда и воздух станет чище, но заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям: мебель, продукты, игрушки и т. д. На трубы фабрик и заводов необходимо ставит фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.)

Воспитатель: У нас в группе воздух сравнительно чище, чем у дороги.

Назовите еще места, где может быть грязный воздух, которым опасно дышать. /Около заводов, рядом с гаражами, рядом со стоянкой автомобилей, у дороги, где проезжает много машин, около свалок мусора, которые обычно горят, на бензозаправке и т.д./

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на эти рисунки и скажите: в каком городе хотели бы вы жить? Почему? Выставляются два рисунка: чистый город: все цветет, растет, зеленая природа и т.д., другой - заводская труба дымит, все заволокло дымом и т.д.

Другой такой же на свете нету.
Развеет над нею пожары и дым,
В обиду ее никому не дадим!"

Воспитатель: - Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но позаботиться о своем здоровье вы можете. Как? / Не гулять возле дорог, у гаражей, стоянок автомобилей, заводов, свалок, не совершать дальних прогулок в ветреный, пыльный день и т.д./

Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, не в коем случаи нельзя его загрязнять.

Итог занятия:

Воспитатель: Вы сегодня узнали, что воздух бывает самым разным, и вы мне назовете, каким же он может быть.

Если мы не видим воздух, значит он какой? (Невидимый)

Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой? (Прозрачный)

Если он не имеет цвета, значит он какой? (Бесцветный)

Если воздух может быть в шаре, прямоугольном стакане, в спасательном круге, значит воздух (приобретает форму предмета)

Если мы дышим, значит? (есть внутри нас)

С помощью веера мы узнали, что воздух какой? (холодный)

А фен нам помог узнать, что воздух бывает каким? (горячим)

В лесу воздух, какой? (чистый)

А около завод воздух, какой? (грязный)

Мы с вами сегодня на занятие много узнали о свойствах воздуха.