"основные формы и методы дистанционного обучения в школе". Методы и средства дистанционного обучения

Метод (от греч. metodos – букв. путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения содержания учебного материала.

Методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, их классифицируют по нескольким основаниям :

– по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И. Перовский) – словесные (рассказ, беседа, лекция и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.), практические (лабораторные работы, сочинения и пр.);

– по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткина) – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский;

– по основным компонентам деятельности учителя (Ю.К. Бабанский):

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении – разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Мы полагаем, что уместно говорить о методах обучения, используемых в дистанционном обучении, выборе их оптимального сочетания и применимости в данном виде обучения. Впрочем, в дистанционном учебном процессе можно использовать практически все методы обучения, опробованные в традиционном . Необходимо только найти соответствующую каждому методу технологию обучения в Интернете.

Обобщенный список методов, актуальных для дистанционного обучения включает информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский методы .

В условиях дистанционного обучения, на наш взгляд, следует различать:

– методы взаимодействия обучающихся и обучающих с информационно- образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология);

– методы стимулирования учебной деятельности (методы развития интереса и методы развития ответственности);

– методы контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные).

Средства и формы дистанционного обучения

Средства дистанционного обучения разделяются на обучающие, средства доставки учебных материалов, средства организации общения, средства организации совместной работы.

К обучающим средствам относят:

– учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

– сетевые учебно-методические пособия;

– компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

– аудио и видео учебно-информационные материалы;

– лабораторные дистанционные практикумы;

– тренажеры с удаленным доступом;

– базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом;

– средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС) и геоинформационных систем (ГИС) .

В дистанционном обучении используются традиционные формы обучения: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Однако, все эти формы адаптированы для обучения на расстоянии, использующего инфокоммуникационные технологии.

При дистанционном обучении традиционные лекции невозможны из-за удаленности преподавателей и студентов, распределенного характера учебных групп и т.д . Между тем главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом – остается актуальным и для дистанционного учебного процесса. Отсюда возникает необходимость в обеспечении лекционных занятий для дистанционного обучения. При этом необходимо специально позаботиться о том, чтобы максимально сохранить основные черты традиционной лекции: эмоциональное воздействие лектора на слушателей; систематический контакт сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности педагога с внутренним миром слушателя (передача личностного неявного знания).

В дистанционном обучении практикуют видеолекции, мультимедиа- лекции. Видеолекция в записи (off-line–видеолекция) – это лекция преподавателя, записанная на видеопленку, дополненная мультимедиа приложениями. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

Видеолекция в реальном режиме времени (on-line–видеолекция) – это видеодиалог преподавателя и слушателя, происходящий в реальном времени и позволяющий осуществлять «живое» общение в процессе обучения. On-line–видеолекции проводятся с помощью систем видеоконференцсвязи , посредством которых также практикуется web- трансляция лекций, т.е. демонстрация публичных (аудиторных).

Интерактивные компьютерные видеолекции с синхронной демонстрацией слайдов (интерактивные видеолекции с синхронными слайдами) представляют собой программу, позволяющую демонстрировать на экране компьютера (мультимедиа проектора) окно с видеоизображением лектора и окно слайдов, которые автоматически меняются в соответствии с воспроизводимым фрагментом видеоряда. На экране отображаются также средства навигации по содержанию видеолекции с помощью гиперссылок. Дополнительно имеются кнопки включения режимов воспроизведения и паузы, перехода к началу слайда (для повторного воспроизведения связанного с ним фрагмента видеоряда), к предыдущему слайду, к следующему слайду, к началу и концу видеолекции.

Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, на которых обсуждаются наиболее сложные теоретические вопросы курса. Таким образом, семинары также должны быть представлены в дистанционном учебном процессе. Большая их часть может быть проведена с использованием on-line технологий – Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing.

В дистанционном обучении могут быть организованы:

– «очные» консультации, проводимые тьютором в учебном центре (филиале); составляют 10-15% времени, отводимого учебным планом на консультации;

– off-line консультации проводятся преподавателем курса с помощью электронной почты или в режиме телеконференции и составляют около половины времени, отводимого учебным планом на консультации;

– on-line консультации проводятся с помощью программы mirk; составляют более одной трети всего консультационного времени по учебному плану.

Обозначенные методы и формы дистанционного обучения создают основу для определения моделей и систем дистанционного обучения.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения.

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и недостатков перед традиционной системой очного и заочного образования.

Аналитический обзор методик дистанционного обучения

Сущность методики дистанционного обучения

ИКТ-технологии активно внедряются в педагогическую практику. Отработаны модели организации сетевого взаимодействия разных образовательных учреждений, дистанционного обучения в рамках одного образовательного учреждения, сформированы индивидуальные учебные планы, индивидуальные расписания и учебные программы, но методы взаимодействия учителя и ученика в дистанционном режиме обучения остаются недостаточно разработанными. В научных источниках до сих пор отсутствует единая классификация методов, методик и технологий ДО. Здесь скрыты резервы и возможности перестройки учебного процесса, моделирования в нем творческих ситуаций, поиск новых индивидуальных и коллективных форм обучения, мобилизующих возможности и стимулируя сотворчество педагогов и обучающихся.

По определению доктора педагогически наук, профессора, заведующей лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО Е.С. Полат: понятие дистанционности применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия. Дистанционное обучение - это новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом. В дистанционной форме обучения отражены общие закономерности педагогики, педагогической психологии, дидактики и частных методик, что обуславливает наличие всех компонентов (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами интернет-технологий, принципиально отличающимися от традиционных средств обучения. Дистанционная форма обучения предусматривает постоянный, систематический контакт с учителем. Опора на общепедагогические закономерности обучения предусматривает использование специфических методов и форм дистанционного обучения в сочетании с традиционными образовательным технологиями.

Рассмотрим специфику дистанционного обучения. Специфика дистанционного обучения такова:

1) Осуществляется средствами компьютерных телекоммуникаций;

2) Применяются специфические методики обучения – синхронная и асинхронная;

3) Имеет специфические формы занятий.

Такими формами являются:

1) Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

2) Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы комбинированием синхронного и и асинхронного характера взаимодействия учеников и педагогов. Телеконференции проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner).

При дистанционном обучении общение между учащимся и преподавателем происходит отстранённо, посредством телекоммуникаций. В практике применения дистанционного обучения используются специфические методики синхронного и асинхронного обучения. Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение. Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение.

Эти методики отличаются характером взаимодействия учителя и ученика. Так, синхронная методика дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие преподавателя и учащегося и, таким образом, большую нагрузку и на учащегося, и на преподавателя (тьютора). На первый план выступает учитель, вовлекающий и «тянущий» за собой своих учащихся. При асинхронной методике дистанционного обучения больше ответственности за прохождение обучения возлагается на учащегося, на его самостоятельность. Здесь на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа обучения. Преподаватель (тьютор) при асинхронной методике дистанционного обучения выступает консультантом, но в меньшей степени, чем при синхронной методике дистанционного обучения.

В последнее время большинство специалистов пришли к выводу, что наибольшей эффективности при дистанционном обучении можно достичь при использовании смешанных методик дистанционного обучения. Термин «смешанное дистанционное обучение» подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения.

Методы дистанционного обучения должны «сглаживать» возможные проблемные зоны «отстранённого обучения». Поэтому, чтобы быть эффективными для конкретного учащегося, должны отвечать ряду характеристик:

1) Быть более личностно-ориентированы на учащегося и его состояние здоровья с учётом заболевания, предполагать более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию, постановку цели и задач обучения, доставку необходимых учебных материалов;

2) Выделять в качестве ключевого понятия дистанционного обучения – интерактивность, обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, предоставлять возможность группового обучения;

4) Осуществлять обратную связь как оперативную, пооперационной, так и отсроченную в виде внешней оценки;

4) Формировать и поддерживать мотивацию;

5) Обеспечивать выбор содержательного модуля программы, что позволяет обучаемому иметь возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю, даёт возможность бы выбора любого модуля по своему усмотрению или по усмотрениюучителя, в зависимости от уровня обученности.

Отличие дистанционных методов обучения от традиционных, заключается в следующем:

1)изменение знаниевой парадигмы на практико-ориентированную и деятельностную: «знать, чтобы уметь, чтобы знать»;

2) повышение роли самостоятельной работы школьника;

3) приобретение учеником умений, необходимых для дальнейшей жизни;

4) усиление личностной значимости образования.

Таким образом, методы дистанционного обучения, на наш взгляд, базируется на основе деятельностного обучения, используя индивидуальный, дифференцированый и личностно-ориентированный подходы.

Учитель моделирует для ученика ситуации, в которых формируется его компьютерная, функциональная, предметная грамотность на основе личных потребностей в процессе приобретения опыта.

На первый план в методике дистанционного обучения, как совокупности специфических и общепедагогических методов, выходит практическая задача, конкретная личная проблема, которую необходимо решить силами конкретного ребёнка. Приобретаемые знания являются не самоцелью, а способом решения задачи и средством выработки практических навыков. В этом заключается смысл деятельностного подхода. Учитель «накладывает» методы традиционного обучения (метод проблемного вопроса, критического мышления, проектов, игровые, здоровьесберегающие технологии и др.) на специфические методы дистанционного обучения. Основной целью дистанционного обучения становится декларация «знать, чтобы уметь, чтобы знать», продолжая мысли древних философов: «Учимся для жизни, а не для школы». Самостоятельность обучающихся приобретает особое значение в силу удаленности педагога и ученика друг от друга. Активизируются взаимодействия ученика и членов его семьи, помогающих при необходимости выполнять определенные операции на оборудовании (этап перехода от актуального уровня владения техникой при выполнении операций к ближайшему уровню). Одним из главных целевых ориентиров образовательного стандарта является такая перестройка процесса обучения на приоритет самостоятельной деятельности обучающегося, в том числе мыслительной.

В процессе обучения с помощью дистанционных методов происходит формирование компетентности учащегося как «пожизненного умения» или универсального учебного действия, которое остаётся со школьником на всю жизнь. Именно этого добиваются стандарты. Учителем строится функциональная, семантическая, процедурная и операционная модель обучаемого, учитывающая все индивидуальные особенности и запросы конкретного учащегося.

Традиционный подход подразумевает донесение до всех обучаемых одного и того же объёма информации. Гораздо больший потенциал у тех методик, которые дают разным детям разные рекомендации в зависимости от их индивидуальности. Индивидуальные рекомендации направлены на жизненный опыт конкретного ученика, его потребности и интересы, учитывают конкретные трудности, которые могут возникнуть у него на пути, - поэтому они и вызывают у него ответную реакцию. Человек воспринимает эти сообщения как адресованные лично к нему, и поэтому относится к ним с большим вниманием, лучше их запоминает и более ревностно им следует. В коре головного мозга включаются те зоны, которые активируются, когда он думает о себе самом, и благодаря этому значительно усиливаются процессы обучения, памяти и внимания.

Известно, что использование ИКТ обеспечивает повышение эффективности и качества процесса обучения; - обеспечение побудительных мотивов (стимула), обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации при решении задач из различных предметных областей.


Похожая информация.


Дистанционными принято считать такие формы обучения, которые предоставляют возможность исключить непосредственный личный контакт преподавателя с учащимся (или значительно ограничить), независимо от природы применения технических и прочих средств.

Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, технология дистанционного образования дает возможность его получить всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. В настоящее время технология дистанционного образования используется в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. В дистанционной форме образования специфика используемой технологической основы обусловлены, например: только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками и прочее.

Самой простейшей формой дистанционного образования является общение преподавателя со студентом посредством электронной почты. Учебный отдел высылает студенту по электронной почте учебный план на семестр с указанием электронных адресов преподавателей. Эта форма дистанционного образования предусматривает выполнение студентами контрольных, практических и лабораторных работ при получении образования дистанционными методами. Преимуществом организации дистанционного образования по этой форме является то, что студенту нет необходимости приезжать в вуз. Достаточно выслать работы по электронной почте, и ждать результата. Однако есть и ряд недостатков такой формы организации дистанционного образования. Во-первых, временной фактор. Используя эту форму дистанционного образования, студент после пересылки контрольных работ переходит в режим ожидания ответа преподавателя. Время проверки из-за большого количества студентов, желающих получить дистанционное образование, растягивается на недели и даже на месяцы. Во-вторых, отсутствует возможность получения дистанционных консультаций в режиме реального времени. В-третьих, изучение самостоятельно теоретического материала при такой форме дистанционного образования бывает зачастую затруднено из-за отсутствия теоретического материала.

Самой приемлемой формой дистанционного образования в настоящее время является использования специальных пакетов прикладных программ, ориентированных на дистанционное образование и полностью устраняющих недостатки ранее описанной формы получения образования. Формируя курсы по конкретным дисциплинам, преподаватель выкладывает лекционный материал, включающий в себя все требования стандартов высшего профессионального образования данной специальности. При этом формы организации курсов лекций могут быть различными. Можно разбить лекции на главы, можно использовать блочно-модульную форму организации дистанционной формы изучения дисциплины. Далее, оценка полученных знаний на каждом этапе дистанционного изучения теоретического материала организуется с помощью системы тестирования, как в режиме реального времени, так и в режиме Off-line. Составив график нахождения преподавателя в конкретном курсе, данная форма дистанционного образования дает возможность студенту обращаться к преподавателю за консультацией. Предусмотрена возможность общения и через электронную почту. Эта форма дистанционного образования привязана непосредственно к образовательному сайту вуза, что играет огромную роль при организации дистанционного образования, так как сайт, как правило, посещают достаточно часто. Увидев, что данное учебное заведение предусматривает форму дистанционного образования, посетитель сайта невольно хочет попробовать, что же это такое. В этом случае данная форма дистанционного образования предполагает так называемый гостевой режим (без логина и пароля) входа в систему.

Осознав все прелести организации дистанционного образования, возможный абитуриент через тот же самый сайт может подать документы на зачисление по выбранной специальности в вуз и получать высшее образование дистанционно. дистанционный образование обучение

Таким образом и происходит конкурентная борьба на рынке образования в условиях развития информационных и коммуникационных технологий.

Не следует смешивать заочное и дистанционное обучения. Их главное отличие в том, что при дистанционном обучении обеспечивается систематическая и эффективная что такоеинтерактивность. Следует рассматривать дистанционное обучение как новую форму обучения и соответственно дистанционное образование как новую форму образования. Необходимо различать понятия дистанционного образования и дистанционного обучения. Понятие «дистанционное образование» является более широким, поскольку включает в себя помимо обучения под руководством преподавателя также и самообразование. В то время как дистанционное образование подразумевает Комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно - образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и очное обучение. Но формы подачи материала и формы взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой различны. Дидактические принципы организации дистанционного обучения (принципы научности, системности, активности, наглядности, индивидуализации обучения и пр.) те же что и в очном обучении, но отлична их реализация, которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностями информационной среды интернет, ее услугами.

Таким образом, с одной стороны, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе непрерывного образования, предполагая при этом преемственность отдельных ее звеньев. С другой, дистанционное обучение необходимо различать как систему и как процесс. Как и в других формах обучения, дистанционное обучение предполагает теоретическое осмысление этапа педагогического проектирования, ее содержательной и педагогической составляющих: технологии, методов, форм обучения. Следовательно, задачами педагогического проектирования являются: создание электронных курсов, электронных учебников, комплексов средств обучения, разработка педагогических технологий организации процесса обучения в сетях.

Курсы дистанционного обучения предполагают тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов, которые должны обеспечивать интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения. Наличие эффективной обратной связи позволяющей ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Мотивация - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для её повышения, важно применять разнообразные методы и средства.

Дистанционная форма обучения включает пять обще - дидактических методов обучения: информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Вместе с новыми методами и технологиями обучения дистанционное обучение привнесло в теоретическую педагогику и образовательную практику новые понятия и термины. В первую очередь к ним относятся:

  • 1) виртуальный класс (группа);
  • 2) поддержка обучения (поддержка обучающихся);
  • 3) учебные телекоммуникационные проекты;
  • 4) обратная связь;
  • 5) диалоговая технология.

Под виртуальным классом понимается сообщество обучающихся, взаимодействие между которыми, при совместном выполнении ими учебных заданий, происходит по компьютерным сетям. Под поддержкой обучения в дистанционном образовании понимают любые материалы (информацию), поступающие от преподавателя к обучающемуся. Учебный телекоммуникационный проект - одна из перспективных форм трансформационной модели, основанная на коллективной деятельности обучающихся, направленной на достижение некоторой модельной цели. Обратная связь - это обобщение соответствующего кибернетического понятия, означает поток информации от педагога к дистанционному ученику на стадии оценивания педагогом деятельности учащегося, его продвижения и успехов. Диалоговая технология - конфигурация программного обеспечения, оборудования, а также межличностного взаимодействия и деятельности, обеспечивающая свободное общение одного с одним, одного со многими, многих со многими.

Несмотря на быстрое развитие информационных технологий и широкий спектр их применения в дистанционном обучении обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью дистанционного обучения. В России это особенно важно, так как российские студенты, в отличие от западных студентов, привыкли к книжкам больше, чем к видеокассетам. Все дистанционные курсы должны быть основаны на базовых учебниках, издаваемых большими тиражами, причем эти учебники не обязательно могут быть ориентированы на дистанционное обучение, но должны содержать основную информацию, давать основные знания. Итак, основной объем материалов для изучения должен быть предоставлен в виде печатных изданий, так как в подобной форме его легче читать и усваивать. Но наиболее современные, свежие материалы, дополнительную информацию и методические пособия удобнее передавать через электронные средства связи: в этом случае обеспечивается практически мгновенная доставка информации.

Возможности использования дистанционной формы обучения в образовательном процессе.

В текущем десятилетии, следуя общемировой тенденции, в российской системе образования все большую роль начинает играть направление дистанционного обучения. В первую очередь активизации этого процесса способствует развитие интернета и web-технологий, предоставивших новые возможности в развитии данной формы обучения.

Резко возросший за последние годы спрос на подобного рода образовательные услуги диктуется, очевидно, реалиями современной жизни: все большему количеству специалистов необходимо в жестких условиях цейтнота получить, во-первых, то или иное специализированное образование, и во-вторых, определенный багаж дополнительных знаний, удостоверяемый соответствующими сертификатами.

Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее – образовательные программы) непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения).

История дистанционного обучения насчитывает полтора века, начиная с 1960 года. Это конечно было не дистанционного обучение, которое мы знаем сегодня. Это была система, в которой студенты и преподаватели в Университете штата Иллинойс в Урбана-Шампейн могли взаимодействовать друг с другом. Студенты могли прочитать необходимый материал и общаться с учителями, которые могли контролировать прогресс студентов.

Следующий этап истории дистанционного обучения начинается с начала 80-х годов прошлого века, когда начали появляться разнообразные автоматизированные обучающие системы (АОС). Возможности АОС были крайне ограничены. Однако, некоторые АОС приносили весьма ощутимую пользу, не смотря на свои ограниченные возможности.

Новый этап в истории дистанционного обучения наступил, когда широкое распространение получили персональные компьютеры, снабженные графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающим воспроизведение мультимедийных данных в различных форматах. Использование мультимедийных возможностей персональных компьютеров позволило значительно расширить применение компьютерных обучающих систем. Технологии обучения второго поколения получили название – Computer Based Training (CBT) – компьютерное обучение.

Современный этап истории дистанционного обучения наступил с появлением глобальной сети Интернет. Прикладные сервисы сети Интернет и возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира позволили сделать серьезный рывок в развитии использования информационных технологий в образовательной сфере. С этого момента начинается использование термина “Дистанционное обучение”.

В английском языке большее распространение получил термин e-Learning – “электронное обучение” (по аналогии с e-Commerce – “электронная коммерция” и e-Business – “электронный бизнес”).

Благодаря широкому использованию мультимедийных и интернет-технологий эффективность обучения, проводимого в дистанционной форме, не только сравнялась с эффективностью обучения, проводимого в традиционной очной форме, но и во многих случаях превысила ее, что привело к быстрому расширению применения технологий дистанционного обучения. Широкое использование технологий дистанционного обучения в свою очередь привело к появлению и широкому распространению термина: Дистанционное образование.

Наступление следующего этапа в истории дистанционного обучения можно ожидать, как и в предыдущих случаях, в случае появление принципиально новых технологий и сервисов в сфере информационных технологий. Судя по всему, наиболее вероятным кандидатом на роль локомотива в сфере технологий дистанционного обучения является искусственный интеллект. Применение искусственного интеллекта позволит значительно изменить технологии дистанционного обучения и вывести историю дистанционного обучения на новый этап, возможности которого будут безграничны.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов :

среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.

Дистанционное обучение позволяет:

снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

сократить время на обучение (сбор, время в пути);

участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;

проводить обучение большого количества человек;

повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.

создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования. Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн и в режиме офлайн. Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ :

Гибкость - студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;

Дальнодействие - обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания;

Экономичность - значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.

Дистанционное обучение предлагает несколько различных технологий, которые могут быть использованы при проведении обучения.

Базовой технологией дистанционного обучения является технология, построенная на использовании Интернет-технологий. В рамках дистанционного обучения нашли применение все средства, которые предлагает пользователям Интернет.

Менее распространенной технологией дистанционного обучения является телевизионно-спутниковая технология, построенная на использовании интерактивного телевидения.

Еще одной распространенной технологией дистанционного обучения является кейсовая технология. Больше всего кейсовая технология дистанционного обучения походит на то, что принято называть заочным обучением.

В целом необходимо отметить, что использование технологии дистанционного обучения, построенной на использовании Интернет-технологий, вытесняет все остальные технологии дистанционного обучения. В том числе по причине того, что Интернет-технологии постепенно включают в себя другие информационные технологии. Например, телефония все больше становится частью Интернета.

Средства дистанционного обучения.

Не смотря на то, что история дистанционного обучения насчитывает не так много лет, уже накоплено большое количество средств, которые могут быть использованы при проведении дистанционного обучения.

Система дистанционного обучения (СДО)

Для построения дистанционного обучения необходимо внедрение системы дистанционного обучения, которая обеспечит предоставление необходимых для организации и проведения обучения сервисов. Современные системы дистанционного обучения обеспечивают:

централизованное автоматизированное управление обучением;

быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента обучаемым;

единую платформу для решения основных задач в рамках планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации;

поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения;

персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования;

широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.

Дистанционные курсы

Основным средством (не всегда обязательным), используемым при проведении дистанционного обучения, является дистанционный курс, работая с которым учащиеся получают знания и приобретают необходимые им навыки и умения. Остальные средства, используемые в дистанционном обучении, обычно применяются совместно с дистанционными курсами. Отдельное их использование значительно снижает их эффективность.

Дистанционный курс может содержать большой диапазон элементов:

информационные слайды;

симуляции работы с программным обеспечением;

интерактивные тренажеры;

тесты;

ролевые упражнения;

и т.д.

Помимо различных элементов, включаемых в дистанционный курс с целью предоставления обучаемым знаний, а также развития необходимых им навыков и умений, дистанционный курс включает информацию, как с его помощью должно проводиться дистанционное обучение. В большинстве случаев дистанционный курс включает в себя правила, определяющие, как слушатель переходит от раздела к разделу дистанционного курса при прохождении дистанционного обучения. Очень часто перечень таких правил называют траекторией дистанционного обучения.

Одной из важнейших характеристик дистанционного курса является его соответствие современным стандартам в сфере дистанционного обучения. Наиболее распространенным стандартом в сфере дистанционного обучения на сегодняшний день является - SCORM.

Организация взаимодействия

Важнейшей задачей, стоящей при проведении дистанционного обучения, является организация взаимодействия между учащимися и преподавателями. Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для решения этой задачи.

Наиболее широкое распространение получили следующие:

электронная почта;

чат;

форум;

блог;

видео- и аудиоконференции.

Аудио- и видеоконференции часто используются при проведении семинаров на которых освещаются небольшие отдельные темы. Такие семинары крайне эффективны при использовании их для обучения хорошо подготовленных специалистов для которых необходимо осветить новый или вызывающий у них затруднение вопрос.

Виртуальная классная комната

Для проведения дистанционного обучения по сложным и объемным дисциплинам в дистанционном обучении было создано мощнейшее средство – виртуальная классная комната. Использование виртуальной классной комнаты при проведении дистанционного обучения позволяет полностью воспроизвести обучение аналогичное обучению в обычном классе.

Обучаемые могут:

говорить друг с другом;

видеть друг друга;

писать друг другу;

писать на виртуальной доске, которую видят все учащиеся и преподаватель;

предоставлять доступ к своим материалам;

работать с программными продуктами, установленными на рабочем месте другого пользователя;

и т.д.

Электронные библиотеки

Помимо дистанционных курсов обучаемым часто необходимы дополнительные материалы, которые они могут использовать во время дистанционного обучения. Для упрощения доступа к материалам, формирования эффективного поиска, слушателям во время дистанционного обучения предоставляется доступ к электронным библиотекам. В том числе, при проведении дистанционного обучения, слушателям часто предоставляют доступ к электронным библиотекам нормативно-справочной информации.

Web 2.0

Сейчас все большую популярность при построении дистанционного обучения получают инструменты Web 2.0. Особенностью Web 2.0 является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента. Примером является всемирная виртуальная энциклопедия – Википедия. Применение технологий Web 2.0 может быть довольно разнообразным. Например, слушатели дистанционного обучения могут совместно выполнять задания. В этом случае итоговая оценка выставляется на основании измерения активности слушателя.

Сегодня при проведении дистанционного обучения используется большой диапазон различных средств, сервисов и технологий. Периодически различные организации проводят опросы специалистов и организаций с целью определения, какие именно средства дистанционного обучения пользуются наибольшей популярностью. Анализ результатов подобных опросов показывает:

большое разнообразие используемых средств дистанционного обучения;

наличие большого количества средств дистанционного обучения, созданных организациями и специалистами для себя;

высокую популярность интернет-сервисов, которые пользуются большим спросом в других сферах деятельности людей.

Единственным специализированным средством дистанционного обучения, входящим в первую десятку средств дистанционного обучения является система дистанционного обучения Moodle. Это легко объяснимо, так как данное средство дистанционного обучения обладает довольно широким функционалом и при этом является бесплатным.

YouTube;

Google Docs;

Twitter;

Skype;

Prezi;

WordPress;

Moodle;

Slideshare;

Gloster;

Dropbox.

Формы:

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция - проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение - это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии)…

Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве, в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.

Заключение

Сегодня дистанционное обучение переживает период стремительного развития. Все большое количество учебных заведений, компаний, государственных организаций внедряют в учебный процесс технологии дистанционного обучения. К сожалению, необходимо отметить наличие небольшого количества специалистов высокого уровня в этой области. В настоящее время к работе в данной области привлечено огромное количество специалистов низкой квалификации. Они не владеют ни навыками педагогики, ни знают и не понимают информационные технологии. Их роль зачастую сводится к регистрации пользователей в системе дистанционного обучения и просмотре формируемых системой отчетов. Эффективность такого обучения крайне невелика и приводит к появлению у многих ощущения, что дистанционное обучение это не серьезно и не может дать хорошего результата. Однако, эту ситуацию можно отнести к проблемам роста. С течением времени некомпетентные люди уйдут и на рынке будут представлены услуги, качество которых действительно обеспечит высокую эффективность обучения, проводимого с использованием технологий дистанционного обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Практика электронного обучения с использованием Moodle, Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. - Таганрог, ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.

2. Работа в системе дистанционного обучения MOODLE: учебное пособие, Анисимов А. М., - изд. 2-е испр. и дополн. - Харьков, ХНАГХ, 2009. - 292 с.

3. Ремизова Е.Г., ОИРЦ ОМЦ «Обзор сервисов WEB 2.0».

4. Савенкова В.В., ГОУ гимназия № 1636 «НИКА» «Организация проектной деятельности с использованием сервисов Google». Презентация.

5. Система дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие, Белозубов А.В., Николаев Д.Г., - СПб, 2007. - 108 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

1. http://www.opentechnology.ru/files/moodle/docs/teacherguid/ Виртуальная обучающая среда MOODLE.

2. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/m137.html «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Приказ МОиН № 137 от 06.05.2005 г.

3. http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/russia/7.html Овсянников В.И., Густырь А.В. Введение в дистанционное образование.

Представим методы и формы дистанционного обучения.

Метод (от греч. metodos – букв. путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения содержания учебного материала.

Методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, их классифицируют по нескольким основаниям :

– по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И. Перовский) – словесные (рассказ, беседа, лекция и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.), практические (лабораторные работы, сочинения и пр.);

– по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткина) – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский;

– по основным компонентам деятельности учителя (Ю.К. Бабанский):

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении – разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Мы полагаем, что уместно говорить о методах обучения, используемых в дистанционном обучении, выборе их оптимального сочетания и применимости в данном виде обучения. Впрочем, в дистанционном учебном процессе можно использовать практически все методы обучения, опробованные в традиционном . Необходимо только найти соответствующую каждому методу технологию обучения в Интернете.

Обобщенный список методов, актуальных для дистанционного обучения включает информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский методы .

В условиях дистанционного обучения, на наш взгляд, следует различать:

– методы взаимодействия обучающихся и обучающих с информационно- образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология);

– методы стимулирования учебной деятельности (методы развития интереса и методы развития ответственности);

– методы контроля и самоконтроля (индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные).

Средства дистанционного обучения разделяются на обучающие, средства доставки учебных материалов, средства организации общения, средства организации совместной работы.

К обучающим средствам относят:

– учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);

– сетевые учебно-методические пособия;

– компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

– аудио и видео учебно-информационные материалы;

– лабораторные дистанционные практикумы;

– тренажеры с удаленным доступом;

– базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным доступом;

– средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС) и геоинформационных систем (ГИС) .

В дистанционном обучении используются традиционные формы обучения: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Однако, все эти формы адаптированы для обучения на расстоянии, использующего инфокоммуникационные технологии.

При дистанционном обучении традиционные лекции невозможны из-за удаленности преподавателей и студентов, распределенного характера учебных групп и т.д . Между тем главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом – остается актуальным и для дистанционного учебного процесса. Отсюда возникает необходимость в обеспечении лекционных занятий для дистанционного обучения. При этом необходимо специально позаботиться о том, чтобы максимально сохранить основные черты традиционной лекции: эмоциональное воздействие лектора на слушателей; систематический контакт сознания, чувства, воли, интуиции, убежденности педагога с внутренним миром слушателя (передача личностного неявного знания).

В дистанционном обучении практикуют видеолекции, мультимедиа- лекции. Видеолекция в записи (off-line–видеолекция) – это лекция преподавателя, записанная на видеопленку, дополненная мультимедиа приложениями. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

Видеолекция в реальном режиме времени (on-line–видеолекция) – это видеодиалог преподавателя и слушателя, происходящий в реальном времени и позволяющий осуществлять «живое» общение в процессе обучения. On-line–видеолекции проводятся с помощью систем видеоконференцсвязи , посредством которых также практикуется web- трансляция лекций, т.е. демонстрация публичных (аудиторных).

Интерактивные компьютерные видеолекции с синхронной демонстрацией слайдов (интерактивные видеолекции с синхронными слайдами) представляют собой программу, позволяющую демонстрировать на экране компьютера (мультимедиа проектора) окно с видеоизображением лектора и окно слайдов, которые автоматически меняются в соответствии с воспроизводимым фрагментом видеоряда. На экране отображаются также средства навигации по содержанию видеолекции с помощью гиперссылок. Дополнительно имеются кнопки включения режимов воспроизведения и паузы, перехода к началу слайда (для повторного воспроизведения связанного с ним фрагмента видеоряда), к предыдущему слайду, к следующему слайду, к началу и концу видеолекции.

Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, на которых обсуждаются наиболее сложные теоретические вопросы курса. Таким образом, семинары также должны быть представлены в дистанционном учебном процессе. Большая их часть может быть проведена с использованием on-line технологий – Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing.

В дистанционном обучении могут быть организованы:

– «очные» консультации, проводимые тьютором в учебном центре (филиале); составляют 10-15% времени, отводимого учебным планом на консультации;

– off-line консультации проводятся преподавателем курса с помощью электронной почты или в режиме телеконференции и составляют около половины времени, отводимого учебным планом на консультации;

– on-line консультации проводятся с помощью программы mirk; составляют более одной трети всего консультационного времени по учебному плану.

Обозначенные методы и формы дистанционного обучения создают основу для определения моделей и систем дистанционного обучения.